Педагогические советы

25.04.2019

 

Педагогический совет на тему:

«Формирование нравственных качеств дошкольников путем включения в развивающие формы совместной деятельности»

 

Дата проведения: 25 апреля 2019 г.

Форма проведения: деловая игра

 

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности,

и нет необходимости  это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному - переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому

 и настоящему, а затем ко всему человечеству

Д.С. Лихачев

 

Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных качеств.

Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Подготовка к педсовету.

1.     Проведение тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по формированию нравственных качеств дошкольников путем включения в развивающие формы совместной деятельности».

2.     Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Формирование нравственных качеств дошкольников путем включения в развивающие формы совместной деятельности» (литература, опыт, методические разработки, пособия).

3.     Проведение консультаций для воспитателей на темы: «Формы работы с детьми и родителями по воспитанию основ нравственности», «Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста».

4.     Проведение проектов в группах нравственно-патриотической направленности.

 

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета

2.                 Актуальность темы педсовета.

3.                 Организация образовательной деятельности с детьми по формированию нравственных качеств в современных условиях реализации ФГОС ДО. Сообщение воспитателя Дубининой Н.А.

4. Решение нравственных ситуаций.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края (из опыта работы воспитателя средней группы Васильевой Г.И.

6. Использование проектного метода в нравственном воспитании младших дошкольников (из опыта работы воспитателя второй младшей группы Гришиной Т.М.).

7. Вопросы педагогам по проектному методу.

8. Итоги тематической проверки на тему: «Состояние воспитательно-образовательной работы по формированию нравственных качеств дошкольников путем включения в развивающие формы совместной деятельности».

9. Презентация проектов по нравственному воспитанию дошкольников.

10. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

 

Ход педсовета.

 

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета. Подготовила и выступила старший воспитатель

 Актуальность темы педсовета.

Проблема формирования нравственных качеств у дошкольников является актуальной на данном этапе развития общества, которое испытывает «дефицит» нравственности. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию.

         Педагоги нашего детского сада предприняли попытку восполнить дефицит источников практического характера по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, благодаря интеграции нравственного воспитания в различные виды деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей. О данном направлении работы пойдет речь на нашем педагогическом совете.

3. «Организация образовательной деятельности с детьми по формированию нравственных качеств в современных условиях реализации ФГОС ДО». Подготовила и выступила воспитатель Дубинина Н.А.

Конспект сообщения прилагается.

4. Решение нравственных ситуаций.

Важно, какой вердикт вынесут дети взрослые, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1           

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовая удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.

Ситуация 2

Мальчишка лет 13-14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 3

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Данные ситуации можно разобрать на родительских собраниях.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края».

Нравственно-патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

 Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

 - создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

 - тематические занятия;

 - взаимодействие с родителями;

 - взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

 Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Текст выступления воспитателя старшей группы  Дубининой Н.А. прилагается.

 

6.  Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы  Гришиной Т.М. на примере проекта.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть очень  разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролевые игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие  оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Творческий проект прилагается.

 

7. Вопросы педагогам по проектному методу.

1. Что такое педагогическое проектирование?

o        дань моде;

o        догма профессиональной деятельности педагога;

o        вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

o        в начале;

o        середине;

o        им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

o        коллективный;

o        исследовательский;

o        долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

o        короткая аннотация проекта;

o        опасение педагога о неудачной реализации проекта;

o        предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

o        американский педагог демократ Джон Дьюи;

o        великий русский педагог К.Д. Ушинский;

o        французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (иссле­довательского) этапа?

o        реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

o        выдвижение гипотезы;

o        открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

o        сопоставление цели и результата проекта;

o        рефлексивная оценка проекта;

o        выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

o        репродуктивный;

o        поисковый;

o        творческий.

 

8. Итоги тематической проверки на тему: «Состояние воспитательно-образовательной работы по формированию нравственных качеств дошкольников путем включения в развивающие формы совместной деятельности». Подготовила и выступила старший воспитатель.

   Цель проверки: исполнение ст. 32, п. 3.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», определение уровня воспитательно-образовательной  работы по нравственному воспитанию детей  дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по гражданскому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).

 Основные методы контроля:

· Оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр открытых занятий, мероприятий).

·    Оценка создания условий в группах.

·    Оценка планирования работы.

·    Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно - образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы  организуют педагогическую деятельность детей в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты.

В календарных планах отражена работа по формированию нравственных качеств дошкольников: занятия по развитию речи «Семья», занятия по изобразительной деятельности «Мой город ». Создание проектов различной направленности.

Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с городом и его достопримечательностями, людьми разных профессий; с настоящим и прошлым; с Россией - культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

Анализируя просмотренную организованную образовательную деятельность можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети знают и называют правила поведения в гостях, в общественных местах, используют в речи вежливые слова, речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают разнообразие «волшебных слов», дети  старшего дошкольного возраста в большинстве знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, называют столицу нашей родины.

Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно владеют информацией о разнообразии современных методов обучения дошкольников.

Рекомендации:  

·        Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

·        Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

 

В группах и методическом кабинете созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в воспитательно-образовательный процесс. В методическом кабинете имеется подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике. Приобретены учебно - наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья», дидактические игры.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно- печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».

В игровых центрах имеются все необходимые атрибуты, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы показал, что воспитатели планируют мероприятия, которые включают беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить (младшие группы), «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя группа), «Мы жители большой страны», Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Продуктивная деятельность «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие.

Запланированы разнообразные игры, игры - упражнения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Мы дружные ребята», «Как можно понять настроение человека», «Моё имя», «Я и моя семья». Основная форма проведения НОД - беседа, рассказы педагога, детей, интегрированные занятия. Запланированы проекты «Моя малая родина », «Мой город  Улан - Удэ» и др.

При планировании воспитательно-образовательной работы имеются следующие недоработки:Хочу такой сайт

·         Необходимо продумывать тему занятия, относиться к данному вопросу творчески.

·         Необходимо грамотно оформлять документацию.

Анализ результатов проверки по взаимодействию с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно - текстовая информация; выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников; рекомендации для родителей по данной проблеме; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении альбомов и книг.

На основе выше изложенного, предложено:

1. Работу педагогического коллектива по формированию нравственных качеств дошкольников считать удовлетворительной.

2.    Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя как традиционные, так и новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, дидактические игры, нравственно-этические беседы и т.д.).

3. Грамотно и своевременно оформлять документацию по воспитательно- образовательной работе.                                                                   

5.     Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

 

9. Презентация творческих проектов по нравственно-патриотическому воспитанию.

Презентуя проект, педагог должен:

- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблеме;

- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

 - привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

 

Презентация проектов педагогами.

 

10. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

·                   Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по

данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт нравственно-патриотического воспитания.

·                   При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

- продолжать проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

- приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников разных профессий;

·                   Повышать профессиональную компетентность по проблеме

патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края

·                   Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».

         

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Выступление на педсовете/

                Подготовила:

                                    Воспитатель: Дубинина Н.А.

Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

Толстой А. Н

За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину и воспитывать это чувство в детях.

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.

Основные задачи по воспитанию патриотизма у детейчерез ознакомление с родным краем:

1. Знакомить детей с историей развития родного края.

2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.

5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Для того, чтобы воспитать у детей патриотическое воспитание, необходимо иметь опыт работы по данной теме, ознакомится с методической литературой, с программой с учетом ФГОС, составить систему работы, включающую перспективный план, конспекты, по разным образовательным областям (с учетом ФГОС).

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.

Накопление опыта по патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребенка в данную сферу, начиная с младшего возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок пред собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики» - писал К. Д Ушинский.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие – то даты, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать, то все это постепенно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова и снова, и именно они привязывают его к родному домуродным людям.

Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые находятся на ближайших улицах, школа, магазин, почта, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

В средней группе следующим этапом по воспитанию патриотизма является формирование личности ребенка, его воспитание как гражданинапатриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей, теплой, уютной атмосферы. Каждый день должен для ребенка быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Основным методом работы в средней группе являются беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы республики и конечно тематические занятия на такие темы «Мой родной край»«Природа родного края»«Мы в Улан-Удэ  живем».

В старшей группе большое внимание уделяется нравственным идеалом, традициям народов, быта. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважение и интересом относится к культурным традициям других народов.

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. При этом нужно стараться научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

По ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная связь с семьей, с ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам особенно среднего возраста, доступно чувство любви к родному краюродной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Очень важно продолжать дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

   

Тема: Организация образовательной деятельности с детьми по формированию нравственных качеств в современных условиях реализации ФГОС ДО»

/Выступление на педсовете/

                Подготовила:

                                    Воспитатель: Дубинина Н.А..

                                                                                   

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач, Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. В Требованиях к структуре образовательной программы ДОУ и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области. Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников отражен в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».  При рассматривании проблемы нравственного воспитания дошкольников, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ.

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

 Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долг

. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки  дошкольника. Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

 Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей. В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:
          1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
         2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.

3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Задачи социально-нравственного воспитания реализуются в деятельности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, воспитания нравственно-волевых качеств и доброжелательных отношений со сверстниками: на собственном практическом опыте дошкольники овладевают нормами морали и самостоятельно используют их.

Задачи социально-нравственного воспитания в деятельности реализуются наиболее полно при создании необходимых педагогических условий:

Деятельность, предлагаемая детям, должна осознаваться ими как значимая. Осознание ее смысла и значения формирует нравственно-ценные мотивы, побуждающие к качественному выполнению заданий, доведению их до результата, преодолению различных трудностей.

Следует подчеркнуть, что нравственная ценность мотивов нарастает постепенно. Младшие дошкольники еще не способны к глубокому осознанию пользы деятельности, они могут терять цель, поставленную педагогом.

В среднем дошкольном возрасте активность в деятельности вызывается предвосхищением результата, а также желанием научиться новым умениям.

В старшем дошкольном возрасте к этим мотивам могут присоединяться другие, связанные с осознанием нравственного смысла выполняемых дел, их значимости для окружающих, стремлением помочь сверстникам, малышам, порадовать близких, а также пониманием своих обязанностей.

Деятельность, предлагаемая детям:

-  должна быть интересной для них. Интерес вызывается процессом действий, красочностью будущего результата, возможностью овладения новыми умениями.

-  эмоционально насыщенной, вызывать у детей положительное отношение к деятельности, эмоциональный подъем.

-  содержать в себе достаточные трудности (учитывается возраст детей).

Решению задач нравственного воспитания способствует организация коллективной деятельности, которая объединяет детей общей целью, распределением ролей, общим результатом. Ее характеризует присутствие ситуаций, требующих взаимодействия и согласования мнений других детей.

В дошкольной педагогике большое значение придается правилам в нравственном воспитании детей. Т.И.Ерофеева показывает, что в практике педагоги используют «правила-ограничители» (запреты) и «правила-побудители». Отрицательное воздействие «правил-ограничителей» состоит в том, что они лишь запрещают нежелательные действия, но не содержат рекомендаций о том, ка же надо действовать в сложившейся ситуации. Положительное воздействие  «правил-побудителей» состоит в том, что они нацеливают ребенка на желательные действия, раскрывают их значимость для него и для всей группы, подчеркивают положительный смысл поступков. Соответствующих моральным нормам, и позволяют осознать необходимость их выполнения.

Ерофеева Т.И. выделяет четыре группы правил, регулирующих поведение старших дошкольников:

1.    Умение договориться об общем деле с учетом интересов всех участников.

2.    Оказание помощи в различных ситуациях.

3.    Честность по отношению к сверстникам.

4.    Проявление внимания и сочувствия.

Однако, для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение правил, но и проникся к ним соответствующим отношением, недостаточно объяснений  и указаний взрослых. Правила должны найти подкрепление в собственном опыте ребенка, в его деятельности с детьми и взрослыми.

 Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
        — знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

— нравственно-этические беседы;

— сочинение историй, сказок;

— игровое проектирование проблемных ситуаций.

Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Основные формы взаимодействия с дошкольниками:

- знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

- нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание.

- сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить.

- игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела.

Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно: создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
        — использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

Используемая литература

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П.Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М: Академия, 1997. – 240 с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре. – М., 1997. – 143 с.

3. Гелло В. Учите беречь книгу / В. Гелло // Дошкольное воспитание. – 1976. – №1. – С. 11–14.

4. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. – 1980. – №10. – С. 32–35.

5. Иванова. Воспитание культуры речи. // Дошкольное воспитание. – 1988. – №12. – С. 6–12.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педсовете/

                                          Подготовила Воспитатель:    Дубинина Н.А.                                                                                

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

 

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.

5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях«Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.03.2020

Дата обновления: 16.03.2020

Дата публикации: 25.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».