«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш».
В. А. Сухомлинский
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее
актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования
обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Но
успешное осуществление легкого безболезненного перехода детей из
дошкольного детства в школьную жизнь, невозможно в отрыве от семьи, ведь
родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на
всю жизнь.
Для ребенка родители являются языковым и
речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Учитывая принципы
обучения, родители смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах
воспитания, но и в обучении, а также стараться, чтобы ребенок не чувствовал
недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Согласно статье 18 Закона РФ «Об
образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка
принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги
дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен.
Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто
не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов –
дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за
всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.
Каждый из родителей, считает, что
ребенок готов к обучению, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного
родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого –
сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение
логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом
деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования
взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность,
хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.
Особое внимание
при подготовке к школе обращают на режимные моменты. Режим нужен не
только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует
деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое
будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в
семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в
праздности, которая порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику
большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него
появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без
движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить
его к обучению в школе. Для детей правильно организованный режим –
условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Малыш в этот период особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него
огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно
удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают
у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным
установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того,
какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального
благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает
его открытым добру, положительным влиянием.
Дети, у
которых к началу обучения в школе не развита способность активно
действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные
требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении
трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя.
Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника,
становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Анализируя поступки ребят
в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них
стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний,
интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не
подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на
себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с
интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т. д. В таком
случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.
В воспитании
у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать
игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам
игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного
воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто
определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у
ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем
демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в
общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно
больше игрушек, и притом сложных, и дорогих. Этим они думают доставить больше
удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети
ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в
игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал
для выражения их замыслов.
Интерес
к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к
окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и
надо развивать в ребенке в первую очередь.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и
инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок
сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее,
если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для
этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на
недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
— это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного
детства.
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:
Развитие всех
видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной,
конструктивной, обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних
сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих
возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного
поведения.
Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению
является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во
многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны
ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с
учебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего
ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание
обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и
общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания
производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь
ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся
доступными осмыслению и анализу. Таким образом, родители должны понимать, что
основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная
деятельность.
К
концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном
смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе
место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных
отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет
навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в
своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего
достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я
должен» над мотивом «Я хочу». К
концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная
готовность к учению в школе.
От нас,
взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном
переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку
самые близкие люди - его родители.
Мы
искренне надеемся, что совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении
всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям
добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.