Открытое занятие «Обычаи и традиции бурятского народа»
05.04.2022
Цель:
познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы, праздники, игры, жилище, блюда). Задачи: 1. способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;
3. учить детей готовить буузы, коктель, юрту используя схемы
4. последовательности работы;
5. развивать воображение, фантазию, смекалку;
6. воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору;
7. поощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно. Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных продуктов.
Предварительная работа:
1. Беседа о празднике Белого месяца;
2. Рисование бурятских узоров;
3. Украшение бурятского национального костюма узорами;
4. Подготовить схемы последовательности использования продуктов при 5. приготовлении буузы.
Материал: Бурятские национальные костюмы и головные уборы; Схемы приготовления фарша, теста, буузы, коктеля, юрты; Фартуки и колпачки, скалки, дощечки на каждого ребенка; Буузы, пароварка, одноразовые тарелки, ложки, мука, молоко, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды; мороженное, шоколад, коктельные трубочки и стаканчики, блендер; Заранее приготовленные продукты; тесто, рис для начинки (вместо фарша); Шаблоны юрты, ножницы, клей, дощечки, салфетки. DVD с записью народных бурятских мелодий, фильм о Байкале, презентация Юрты, буузы.
Актуальность: При всем разнообразии культурных традиций , в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам , которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Если немного окунуться в историю бурятского народа и их национальной кухни, то про бурятские позы можно сказать следующее: они хранят в себе мудрость бурятского народа. По своей форме бурятские позы очень похожи на юрту. И это не напрасно! Устройство юрты и поз похожи тем, что в круглом жилище находился очаг, а дым выходил из отверстия проделанном в крыше. Проблема: «Для чего в буузе дырочка?»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приёмы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.
Работа с родителями: Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании Сагаалгана». Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии. Привлечение родителей к открытому занятию.
Ожидаемый результат: Дети узнали о традициях бурятского народа: послушали о традициях праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в буузе дырочка. Научились готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.
Ход НОД: Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.
Воспитатель: ребята как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия. Воспитатель: Верно. Россия – наша Родина. А как называется республика, в которой мы живем?
Дети: Бурятия
Воспитатель: Правильно, в Бурятии живут люди разных национальностей:
татары, башкиры, буряты, русские и другие. Ребята город, в котором мы
живем, называется?
Дети: Улан - Удэ
Воспитатель: да, наш город столица Республики Бурятия. Просмотр фильма о том, как появился Байкал.
Воспитатель: а кто коренные жители Бурятии?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях бурятского народа. Национальных праздников у бурят два. Главный — это традиционный новый год — Сагаалган. Второй праздник — Сурхарбан. Сегодня мы поговорим о Сагаалгане- это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц. Подготовка к празднованию Белого месяца начинается с уборки квартиры, дома, двора, всего хозяйства. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), затем лепят из него фигурку человека (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу», затем сжигали эти фигурки на священном костре. В праздник в изобилии на столе появляется молочная белая пища. Главным украшением праздничного стола будет белая молочная пища, сладкая выпечка и мясные блюда.Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
Воспитатель: Ребята, а что такое белая пища? Дети: молоко, сметана, творог, кефир…. Воспитатель: Как вы думаете, что желают люди друг другу
Дети: благополучия, богатства, здоровья, удачи. Звучит музыка, входят модели в костюмах. Показ костюмов.
Воспитатель: давайте рассмотрим национальные бурятские костюмы. Воспитатель: каждый орнамент на костюме означает, что либо (небо, силу, богатство и т.д.) Бурятская п/и: «Иголка, нитка, узелок». Играющие становятся в круг, держась за руки. Выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг. Воспитатель: отгадайте загадку: Ребенок: Юля П. В доме лишь одна стена, Очень круглая она. До того она кругла – Ни единого угла.
Дети: Юрта Воспитатель: Верно (выставляет макет юрты), рассказывают о юрте Слава П., Данил. Т.,Василиса Б.: Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте, какой войлок на ощупь, на что он похож? Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. Воспитатель: Чем покрывали юрту? Дети:войлоком Воспитатель: Из чего изготовлен войлок? Дети: шерсти Воспитатель: Куда выходил дым?
Дети: дымник Воспитатель: Как назывался котел, для приготовления пищи? Дети: казан Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Физминутка: «Юрта» Юрта, юрта, круглый дом, Побывайте в доме том! (Дети становятся в круг). Гости явятся едва – (Подняли руки). В печку прыгают дрова. (Наклонились, подкладывают). Печка жарко топится. (Прыгают в круг). Угостить торопится (Прыжки назад). Ладушки, ладушки, (Хлопают в ладоши). Круглые оладушки! (Все кружатся) Воспитатель: Ребята мы с вами расмотрели национальные бурятские костюмы,поиграли в национальную бурятскую игру,познакомились с жилищем. Ребята назовите пожалуйска национальное блюдо бурят. Дети: Бууза,поза. Включается слайд (бууза) Воспитатель: На что похожа бууза? Включаю слайд (бууза и юрта) Воспитатель: Чем похожа бууза и юрта? Ответы детей Воспитатель: А если заклеить дырочку, что будет? Как вы думаете? Ответы детей Воспитатель: А если закрыть дымник,что произойдет? Ответы детей Воспитатель: давайте вспомним, что нам нужно для приготовления буузы.
Дети: фарш, тесто Воспитатель: а давайте проверим Игра, какие продукты нужны для приготовления теста и фарша.
Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием. Ребята у нас в группе оборудованы три мастерские, в одной из них вы можете научиться лепить позы, во второй поэкспирементировать с белой пищей – молоком, и в третей вы научитесь конструировать юрту из бумаги. У меня есть карточки, на которых изображены наши мастерские, проходите выберайте ту карточку с рисунком мастерской, в которую бы вы хотели попасть. А теперь мы отправляемся в нашу мастерскую (проходим в группу) .
Воспитатель: давайте повторим правила безопасности. Дети приступают к своей деятельности: Учатся лепить буузы. эксперементируют с молоком и пищевыми красителями и средством для мытья посуды. Конструируют юрту из бумаги. Рефлексия: звучит звоночек Воспитатель: Ой ребята, кажется наши позы сварились, проходите в спальню и посмотрим что у нас получилось.(рассматриваем буузы и колобок – бууза без дырочки) Воспитатель: Как вы думаете, а нужна ли в буузе дырочка, почему, зачем? Ответы детей Воспитатель: на что похожа бууза?
Ответы детей
Воспитатель: Что такое Юрта?
Ответы детей
Воспитатель: В какую игру мы сегодня играли? Ответы детей Воспитатель: Какие бурятские праздники вы знаете? Ответы детей
Воспитатель: что вам больше всего запомнилось, что бы вы хотели повторить?
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.05.2022
Дата обновления: 09.05.2022
Дата публикации: 05.04.2022