Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

20.12.2024

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

ФИО ребёнка:  Михаила К.

Дата рождения: 12. 07.2011г.

Медицинский диагноз: II группа здоровья.

Дата поступления в ДОУ: 1.09.2014г.

Заключение ПМПК при поступлении в ДОУ: ОНР III уровень.

Дата составления ИОМ: сентябрь 2017 г.

Особенности развития ребёнка.

Социально-коммуникативное развитие. Девочка обладает такими качествами как уступчивость, лабильность. Легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками. Среди группы детей выступает лидером. Отмечается адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям. Сформированы чувства привязанности, любви, добра. Даниела склонна прийти на помощь взрослому человеку или товарищу; сопереживает и сочувствует. Девочка умеет подчиняться требованиям взрослых. Всегда аккуратна, чистоплотна. В любом виде деятельности присутствует адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание. Владеет знаниями правил безопасного поведения, как дома, так и на улице. 

Познавательное развитие. 

Даниела способна длительно сосредотачиваться на каком-либо деле,  старательна и аккуратна в выполнении заданий. Соотносит предметы по форме, цвету; выделяет по слову геометрические фигуры, имеет представления о форме. Узнает и называет основные цвета, различает оттенки, может соединять несколько цветов в один новый.

Соотносит предметы по величине и признакам, умеет классифицировать предметы по заданному принципу.

Память характеризуется высокими показателями, как по зрительной так и по слуховой направленности. Быстро и прочно запоминает материал, воспроизводит без ошибок.

Хорошо понимает суть пространственных отношений, осуществляет простейшие классификации, подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала. Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи, понимает содержание сюжетных рядов и картин, выделяет главное в воспринимаемой информации, выполняет счетные операции. У девочки хорошо сформированы временные представления в рамках программного материала, понимает смысл предлагаемых заданий.

Художественно-эстетическое развитие. Хорошо сформирована изобразительная деятельность, хорошо воспроизводит изображение фигуры по наглядному образцу. Достаточно на высоком уровне развита мелкая моторика пальцев рук. Хорошо овладела конструктивными навыками, навыками лепки, рисования, аппликации. Хорошо владеет  ножницами.

Даниела обладает хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов. Любимым занятием девочки является рисование. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений.

Игровая деятельность. Предпочитает играть в группе детей, устанавливая правила и распределяя роли между участниками игры. Обсуждает сюжетную линию, по ходу игры может вносить изменения в её содержание.

Анализируя особенности развития ребенка, я пришла к выводу, что у Даниелы К. есть определенные предпосылки к одаренности в сфере изобразительной деятельности. На основе проведенного мониторинга  решено создать индивидуальный образовательный маршрут на базе адаптированной образовательной программы ДОУ, где главной задачей будет выступать дальнейшее приобщение воспитанника к изобразительной деятельности.

Направление одаренности  художественно-эстетическое развитие.

Цель индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования.

Задачи: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

Развивитие интереса к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, тушью.

Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

В разработанном материале приведена система коррекционной работы воспитателя группы компенсирующей направленности; ожидаемый результат; текущий результат и возможные пути коррекционной работы.

Система коррекционной работы воспитателя Просёлковой И.Н.

по ИОМ воспитанницы Даниелы К.

на 2017 – 2018 учебный год

Таблица 1

Содержание коррекционной работы

Основное направление работы

художественно - эстетическое развитие (ХЭ), изобразительная деятельность

Задачи работы

(ХЭ) Развивать творческие способности в изобразительной деятельности Совершенствовать навыки лепки, рисования, аппликации. Продолжать знакомить с различными видами изобразительного искусства, с нетрадиционными техниками рисования. Приобщать ребенка к результативному участию в конкурсах различного уровня. Формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Активное привлечение семьи.

Технологии (формы, методы,  приёмы)

Индивидуальная  продуктивная, исследовательская, поисковая, продуктивная деятельность. Вовлечение в коллективную деятельность, привлечение к участию в конкурсах, носящих соревновательный характер. Посещение кружковой деятельности.

Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, труд.

Беседы, чтение, рассматривание, обсуждение.

Подвижные, дидактические, словесные, сюжетные, театрализованные игры.

техники нетрадиционного рисования.

Работа с родителями

Побуждение родителей воспитанницы к созданию дома индивидуальных условий для творчества. Работа с портфолио. Помощь в подготовке к выставке работ. Посещение выставок и открытых мероприятий.

Консультации, индивидуальные беседы. Оказание необходимой помощи.

Прогнозируемый

результат

Сформирован осознанный интерес к художественной культуре.

Хорошо развиты навыки творчества, речь, образное мышление, художественные способности.

Ребенок овладел техниками нетрадиционного рисования. Девочка проявляет креативность в изобразительной деятельности, любит экспериментировать. Принимает результативное участие в конкурсах на различных уровнях.

Контрольные сроки

Май 2018 года

Таблица 2

Перспективное планирование коррекционной работы на 2017 – 2018 учебный год

Октябрь

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Цель, методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забава и развлечениях

Рисование сюжетное по замыслу: «Веселые качели».

Самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств.

Консультация для родителей по теме: «Художественно-эстетическое воспитание в семье».

У девочки повысился интерес к рисованию.

II

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева и составление многоярусной композиции, формировать композиционные умения.

Коллаж (рисование и аппликация из бумаги): «Лес, точно терем расписной…».

Обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор.

III

Учиться составлять узор из двух элементов городецкой  росписи бутонов и листьев.

«Городецкая роспись»,сочетание узоров голубой и розовый.

IV

Знакомство с новым приемом аппликаторного оформления бытовых изделий -прорезным декором.

Аппликация декоративная (прорезной декор) «Ажурная закладка для букваря», (на полосе бумаги, сложенной вдвое).

Ноябрь

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Знакомство с новой техникой рисования двойных(зеркально симметричных)изображений акварельными красками.

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением), «Деревья смотрят в озеро».

Монотория, отпечатки.

Рекомендовать приобретение альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы.

Девочка с интересом познает как можно получить оттенки из основных цветов, учится смешивать краски по образцу и по словесной инструкции.

II

Совершенствование техники вырезания симметричных силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру, сложенной по палам.

Аппликация силуэтная: «Кто в доме живет».

III

Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия.

Рисование декоративное с элементами письма: «Такие разные зонтики».

IV

Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала-пастели.

Рисование пастелью (пейзаж): «Разговорчивый родник».

Освоение приемов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка).

Декабрь

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Освоение нового способа лепки на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием.

Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования: «Пугало огородное». Развитие образного мышления и творческого воображения.

Рекомендовать приобретение наглядных альбомов по рисованию различных росписей, для поддержки стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.

Участие во Всероссийском конкурсе «Изумрудный город», победитель 1 место.

Номинация – Россия Родина моя! Название работы: Мой Кремль.

II

Создание условий для отражения в рисунке представления о Кремле как главной достопримечательности столице нашей Родины.

Рисование по замыслу «Мой кремль».

Развитие чувства цвета, формы.

III

Знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. 

Рисование мыльными пузырями «Салют». Продолжать учить аккуратно  пользоваться пузырями ,недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению. 

IV

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования Заснеженных крон деревьев.

Рисование по мотивам  литературного произведения «Дремлет лес под сказку сна». Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).Хочу такой сайт

Январь

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

II

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. 

Техника граттаж : «Новогодняя ночь». Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.   Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Создание дома с ребенком альбома «Нетрадиционных техник рисования», закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.

Поставленные задачи успешно реализуются, активно накапливается сенсорный опыт.

III

Познакомить с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение.

«Узоры на окне»,(рисование корректирующей жидкостью на окне). Украшать квадрат (узорами, точками, полосками, цветами, листьями).

IV

 Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками: «Матрёшка». Ознакомить  с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. 


Февраль

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. 

Рисование «по -мокрому»: «Веселое небо». Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому».. Развивать творческое воображение.

Для поддержки стойкого интереса к художествено-эстетическому развитию Рекомендовать приобретение наглядных альбомов по рисованию различных птиц, животных, насекомых.

С интересом рисует,  различает нетрадиционные  методы рисования.

II

Совершенствовать умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. 

Монотипия

(пятнография): «Конфета для друга»

 учить рисовать узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. 

III

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, отражения в рисунке туманного впечатления.

Техника размытого рисунка (рисование по сырой бумаге): « Военные корабли». Учить изображать море и корабли в вдалеке,  способом цветовой растяжки «по -мокрому».

IV

Самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию.

Рисование с элементами аппликации: «Белый медведь и северное сияние». Подбор гармоничного цветосочетания.

Март

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Продолжать знакомить  детей с техникой рисования тычком. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. 

Рисование тычком : «Мимоза». Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Рекомендовано просмотр мультфильма в помощь: «Учит рисовать нас Луи» .

Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка».


II

Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках рисования « кляксография», методом «тычка», «примакиванием».

«Волшебное дерево» формировать умение передавать цветовую гамму,  передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

III

Обогащение аппликативной технике.

Аппликация из шерстяных ниток: «Пушистые картины».

 Освоение двух разных способов создания образа: контурное и силуэтное.

IV

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).

Рисование «Ветка рябины». Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Апрель

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). 

Лепка «В далёком космосе». Освоение техники рельефной лепки, смешивание цветов пластилина для эмоционально цветового решения темы.

Обращать внимание девочки на иллюстрации к художественным произведениям.


II

Расширять представления о хохломском промысле и его особенностях. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус.

Рисование (сюжетное) 

«Хохломская тарелка»,  составлять узор в соответствии с формой основы, подбирать краски, подходящие к цвету фона.


III

Создание условий для творческого применения освоенных умений.

Аппликация (пейзажная): «Весна идет». Развивать воображение, чувство ритма и композиции.


IV

Совершенствование умений в различных изобразительных  техниках, развивать чувство композиции

Рисование «Мой маленький пушистый друг».

(Тычок жесткой кистью ,оттиск скомканной бумагой). Наиболее выразительно отображать

в рисунке облик животных.


Май

Н

Основные задачи

коррекционно – развивающей работы

Методы и приемы

Взаимосвязь

с родителями

Динамика

I

Закрепить умение рисовать  штампами. 

Штампы: «Следы зверей на снегу». Учить передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки.

Рекомендовано записать девочку в художественную школу.


II

Рисование простым карандашом, украшать рисунок точками.

Рисование ватными палочками: «Семейка змеек».самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать ватными палочками.


III

Закрепить навыки рисования при помощи нетрадиционных техник,

Рисование «Здравствуй, лето!» , рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранном времени года. Фон листа – «рисование по мокрому»,  деревья – рисование тычком, бабочки- ласкутные фантазии.


Предполагаемый результат по итогам 2017 – 2018 учебного года

Ожидаемый результат: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в  изостудии, в школе искусств; посетить выставки, художественные галереи; консультация для родителей: «Нетрадиционные техники в рисовании».

С рекомендациями ознакомлены, подписи сторон

Законный представитель (мама Кишаева И.М.)  _______________________

Воспитатель группы (Просёлкова И.Н.)   _____________________________

Заведующий МКДОУ «Д/с №9 к/в» (Васильева Н.В.) ___________________

Консультации для родителей.

«Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, вне социональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».