"Экологическое воспитание"
27.09.2019
«Экологическое воспитание»
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
В
настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания
детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и
эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают
ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа
изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для
себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к
истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Летом
территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых
цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный
момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их
пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает
понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат
детей быть внимательными.
Великий
художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу,
учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия.
Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить
радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая
природу, сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение
беречь и совершенствовать красоту родной земли.
Любое
наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания,
сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску:
педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации,
выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое
главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск
информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя
с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе,
формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных
особенностях растений и их связи со средой обитания.
Для
педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого
цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие
звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей
видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и
бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень
наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят
положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не
только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее
понимание, ее познание.
Один
из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка.
Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с
окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с
детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой,
которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В
занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи,
с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и
многими другими.
Сказку,
рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные
спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием
«превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
Совместная
организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского
сада, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и
проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.
В
старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и
становится возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель
помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.
В
целом, в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки,
изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной
деятельности, литературы, моделирования, т.е. эколизацию различных видов
деятельности ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2020
Дата обновления: 27.03.2020
Дата публикации: 27.09.2019