Экологические сказки
05.03.2020
Экологическая
сказка «Заблуждение тополя»
Старый тополь, росший в центральном
городском парке возле теплиц ботанического сада, чего только не повидал на
своем веку. Он знал такие диковинные растения, какие и в джунглях нелегко
встретить. Старый тополь любил подумать об удивительном мире природы. Как-то
летним ясным днем он рассуждал:
- Все деревья и растения нужны и полезны. Каждый чем-то ценен для
других. Только вот кактусы – изгои. Ну скапливают воду, так ведь она им
самим нужна, чтобы в пустыне от жажды не умереть. А попробуй дотронься до
них – колючие! Не растения, а эгоисты какие-то. Как-будто совсем не из
нашего благородного царства растений.
Каждое воскресенье в этом городком парке
летом устраивали цирковые представления. В этом году в представлениях принимал
участие дрессировщик верблюдов. У него была целая упряжка верблюдов. Что только
не выделывали эти умные животные!
Однажды к вечеру верблюдов выпустили из
цирка в парк, погулять. Верблюды – животные спокойные, они устроились под тополями
и мирно задремали, иногда тихо переговариваясь друг с другом. К ним-то и
обратился тополь со своими речами:
- Вы ведь, любезные, кажется, родом из пустыни? Я очень ценю и уважаю
деревья и цветы. Только вот никак не пойму, для чего существуют кактусы?
Верблюды задумались и, в свою очередь,
спросили:
- Как ты думаешь, тополь, что было бы в городе, если бы в нем тополей не
было?
Тополь рассмеялся:
- Да люди задохнулись бы от грязи и пыли! Мои листочки воздух очищают,
копоть и сажу впитывают. Не говоря уже о тени и прохладе, которые моя
густая крона дает. Нет для города дерева нужнее и полезнее!
Верблюды гордо проговорили:
- А для пустыни нет нужнее и полезнее кактуса! Для многих людей пустыни
эти растения – основная пища! Чего только не делают люди из кактуса: из
стеблей – вкусные супы и салаты; из сочных плодов – компоты и джемы! Из
семян кактуса варят кашу – вкусную и питательную. Но самая ценное в
кактусе – его накопленная влага! Скольких она спасла от жажды в жаркой
пустыне! Молодец, кактус, колючками он прекрасно свой резервуар охраняет
от животных и от жары ими же спасается. Колючки влагу почти не испаряют,
не то, что листья. Один наш знакомый кактус больше года жажду утоляет из
собственных запасов влаги, да еще и с другими делится!
Кактусы – наши лучшие друзья. Мы,
подобно им, очень долго можем без воды обходиться. Зато, как увидим ручей,
можем выпить десять ведер сразу; жажду утоляем и запасы делаем. Нам, как и
кактусу, запасы воды нужны. Мы в пустыне для людей незаменимым транспортом
служим. В пустыне с нами удобно: не нужно беспокоиться, что от жажды умрем. И
выносливы мы, как и кактусы.
Услышав все это, тополь воскликнул:
- Хотел бы я поближе с кактусом познакомиться! Не знал, что мы с ним
братья. Он – самое нужное и полезное растение пустыни, а я – гордость и
украшение любого города.
Вопросы
Как вы думаете, бывают ли в природе
ненужные деревья или растения? Какое дерево или растение вы считаете самым
нужным и полезным для человека?
Как вы думаете, есть ли что-то общее
между тополем и кактусом?
Представьте, что тополь и кактус однажды
познакомились и подружились.
Экологическая
сказка «Весенние голоса»
На березах набухли почки, а на крыльях
скворцов еще белел снег. Ветер качал голые ветки. Почки на них были еще
маленькие, но им хотелось расти.
- Можно уже? – спросила одна почка свою соседку.
- Нет, нельзя, – ответила та. – На земле еще снег лежит, да воздух
холодный.
- А когда будет можно? Соседняя почка закачалась вместе с веткой:
- Ветер скажет.
В земле под снегом лежали рядышком два
зернышка. Им было холодно, но тоже хотелось расти.
- Можно уже? – спросило одно зернышко у другого.
- Нельзя. Земля еще не оттаяла.
- А когда будет можно? Второе зернышко прислушалось и ответило:
- Вода скажет.
Река была покрыта льдом. Зарывшись в
тину, на дне дремали рыбы. Им тоже хотелось всплыть на поверхность, поиграть,
половить мушек.
- Можно уже? – спросила одна рыбка свою подружку.
- Что ты, – ответила та. – Река еще не вскрылась.
- А когда будет можно? Вторая рыбка снова прислушалась и ответила:
- Лед скажет.
И все ждали: почки, зернышки, рыбки –
все ждали дня, когда наконец будет можно.
И этот день настал: выглянуло яркое
теплое солнышко и улыбнулось всем. Из далеких краев возвратились на родину
певуньи-птички и весело запорхали вокруг своих гнезд.
- Чувствуешь, – спросила березовая почка, – какой теплый ветер? Теперь
можно расти.
- Слышишь? – сказало зернышко. – Ручейки звенят. Теперь можно расти!
По реке стремительно поплыли огромные
глыбы льда. Они ударялись друг о друга и, казалось, пели:
- Мож-ж-жно! Мож-ж-жно!
Вопросы
Каких птиц, насекомых, зверей, какие
деревья, цветы и растения вы могли бы назвать будильниками природы весной?
Нарисуйте эти весенние будильники и расскажите о них.
Как вы думаете, кто же разбудил на самом
деле героев этой сказки? Нарисуйте всех персонажей сказки.
Закончите предложения:
Почки на деревьях начинают распускаться,
когда...
Семена и зернышки начинают прорастать из
земли, когда...
Рыбы на дне рек просыпаются, когда...
Птицы начинают возвращаться из дальних
стран, когда...
Экологическая
сказка «Капелька сока»
У колодины маленький муравейник. Из
снега вытаял, обсох на припеке и ожил. На куполе словно горстка гречневой крупы
насыпана – это выползли и греются вялые еще муравьишки. Если положить на этот
«гречневый блин» ладонь, то почувствуешь, как закопошатся они под ладонью,
завозятся. Поднеси потом ладонь к носу – и ударит в нос муравьиный спирт. Так
голову и прояснит – получше нашатыря!
Непонятная какая-то суета у муравьишек.
Кто лежмя лежит, а кто со всех ног бежит. Э, да у них беда! Здоровые выносят из
муравейника ослабевших и складывают на припеке... Иные носильщики и сами еле
ноги передвигают, но старательно волочат совсем ослабевших. Вот один притащил
больного, положил на солнце и сам рядом приткнулся и замер. Весь купол уложен
больными и мертвыми.
Погибшим уже ничего не поможет, а вот
отощавшим сейчас бы поесть немножко. Да что поешь, если вокруг снег еще – ни
мух, ни гусениц, ни жуков. Можно бы им хлебных крошек бросить, да они их не
едят.
Можно, конечно, просто перешагнуть и
уйти – подумаешь, муравьишки! Или сделать вид, что ничего не заметил, не
увидел, что погибают. Но тогда эти вот ослабевшие, что сегодня выносят на
солнце совсем больных, завтра сами погибнут: одним солнцем ведь сыт не будешь.
Что-то бы надо придумать тут.
Растерянно я провел рукой по лбу, той
самой, что притронулся к муравейнику. Ударил в нос муравьиный спирт – и в
голове просветлело. Как я сразу не догадался! Береза ведь рядом растет, кора у
нее прямо набухла от сока, порозовела – только ткни – и закапает целебный сок!
Поскорее проткнул я бересту с солнечной стороны – взбухли большие капли.
Муравьишка, что полз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к
ближней капельке и приник. Брюшко у него раздувается, раздувается, расходятся
на брюшке блестящие хитиновые ободки – как обручи на бочонке. Напился по самые
жвалы и припустил со всех своих шести ног к муравейнику. А чтобы еще быстрей,
вдруг ножки поджал и грохнулся прямо вниз. Тут к нему встречные подбежали,
заговорили наперебой, мельтеша усами и лапками, – словно глухонемые на пальцах.
И вот уже толпой бегут на березу сок
пить. Сами напились и кинулись к муравейнику с больными скорей делиться. Что ж,
таким и помочь приятно. Подумаешь, дырочки прокрутить – и муравейник спасен. Да
и неловко просто уйти. Муравьи больным помогают – а ты? Ведь не хуже ты
муравья. Человек же ты, не букашка.
Вопросы
Понаблюдайте за лесными муравейниками.
Как ведут себя муравьи в разное время года?
Во время прогулки по весеннему лесу
приложите ладонь к муравейнику, а затем понюхайте ее. Опишите свои ощущения.
Как вы думаете, трудно ли муравьям зимой
приходится? Чем они питаются в своих домах-муравейниках под снегом?
Жалели ли вы каких-либо насекомых в
лесу?
Экологическая
сказка «Лягушкина колыбель»
Лилии колыхались на волнах, как белые
розы. Казалось, они были выточены из блестящего гипса. Зеленые листики
поддерживали их, словно чашечки из зеленой яшмы. Посреди белых
лодочек-лепестков, на крохотном зеленом кувшинчике, сидела пятнистая лягушка.
Она ловила своим острым язычком мохнатых шмелей и стрекоз, которые опускались в
белые лодочки. Алые лучи солнца заплясали на волнах. Лепестки медленно и плавно
прижались друг к другу, пушистой бахромой сомкнулись над лягушкой: зеленые
чашелистики плотно обняли бутон, и крохотный кувшинчик ушел под воду.
А утром, как только засеребрилось
солнце, цветок лилии снова поднялся на поверхность озера. Лепестки
развернулись. Лягушка зевнула и стала ждать насекомых. Вечером, когда шарик
лилии опустился спать под воду, я потянул его за длинную губчатую ножку и вынул
лягушку из белой колыбели. Оказывается, лягушка была Василисой Премудрой.
Какой-то хищник, то ли рыба, то ли рак, прокусил ей лапку, и, чтобы вылечиться,
она отсиживалась в беломраморном дворце. Я не стал мешать ей: снова посадил на
зеленый кувшинчик и плотно закрыл тугие лаковые дверки плавучей колыбели.
Вопросы
Нарисуйте лилию из сказки. С чем вы
сравнили бы этот цветок?
Какие еще цветы могут служить колыбелью
для разных обитателей леса? Нарисуйте их.
Экологическая
сказка «Синий шалашик»
Мышонок родился рано утром и сразу стал
летать над поляной. Маму свою он, и конечно, не знал, никогда не видел. Да и
родители не нужны мышатам: они летать могут, едва появляются на свет.
Мышонок летал над поляной и всему
радовался. И тому, что он умеет летать. И тому, что ярко светит солнышко. И
тому, что на полянке много цветов, а в каждом цветке – сладкий сок! Летал
Мышонок, летал и не заметил, как набежали тучи. Холодно ему стало... И он,
наверно, заплакал бы, если бы не увидел бабочку.
- Эй, Мышонок! Ты чего сидишь? – крикнула бабочка. – Сейчас пойдет
дождь, у тебя намокнут крылышки и ты обязательно пропадешь!
- Я знаю! – сказал Мышонок, и слезы сами собой полились у него из глаз.
– Я обязательно пропаду.
- А ты не хочешь пропадать?
- Не хочу пропадать.
- Тогда лети за мной! – крикнула бабочка.
Мышонок сразу перестал плакать и полетел
за бабочкой. А бабочка сидела на синем, похожем на шалашик, цветочке.
– Залезай сюда! – крикнула бабочка и
забралась в цветок.
Мышонок – за ней. И сразу ему стало
тепло. Повеселел Мышонок и начал оглядываться вокруг, но никого не увидел –
очень уж темно было в шалашике! Хотел Мышонок спросить, кто же тут есть, да не
сумел: что-то сильно ударило по шалашику снаружи. Один раз, потом другой. Потом
– еще. Сначала – медленно. Т-у-к! Т-у-к!.. А потом все быстрее:
тук-тук-тук-тук...
Не знал Мышонок, что это дождик стучит
по крыше синего шалашика: кап-кап-кап... Мышонок не заметил, как заснул. А
утром проснулся и очень удивился: все вокруг стало голубым-преголубым. И не
догадался Мышонок, что это солнышко просвечивает сквозь тонкие стенки шалашика.
Некогда было раздумывать – вылез из шалашика и полетел над поляной. И опять он
летал весь день весело и беззаботно. А когда начало темнеть – решил разыскать
свой шалашик. Искал-искал, да так и не нашел. Но на полянке было много синих
шалашиков, и в каждом так же хорошо, как во вчерашнем. И стал Мышонок ночевать
в синих шалашиках. Почти всегда в этих шалашиках он заставал других мушек. Всех
пускал к себе синий шалашик. Такой уж это добрый цветок – колокольчик.
Вопросы
Понаблюдайте за поведением насекомых во
время дождя.
В каких цветах насекомые любят от дождя
и непогоды прятаться?
Если бы не было насекомых, что случилось
бы с цветами? Если бы не было цветов, что случилось бы с насекомыми?
Представьте, что вы спрятались от
дождика в синий шалашик – колокольчик. Расскажите о том, как вы проведете в нем
время.
Представьте, что из колокольчика
родилась маленькая девочка – фея колокольчиков. Нарисуйте сказку об этой фее.
Экологическая
сказка «Мудрость дерева»
Когда задумал Бог оживить землю,
рассыпал он по земле семена жизни и попросил Матушку-землю вырастить себе
платье зеленое: деревья, кустарники да травы. Спросила тогда Матушка-земля у
Бога, какие деревья ей вырастить для людей? Повелел ей Бог вырастить такие
деревья, чтобы учились у них люди божественной мудрости. Так выросли на земле
разные деревья. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество
мудрости взять.
Кому нужно было очиститься, к березке
шли, с ней разговаривали. Березка своим белоснежным платьем всегда людям о
чистоте напоминала, а гибкими легкими веточками о нежности.
Если у кого на сердце тяжесть лежала,
такого человека старики к липе посылали. Липа – дерево мягкое и сердечное –
любое каменное сердце смягчить умела. Недаром ее изящные листочки маленькие
сердечки напоминают. Подышит человек медовым липовым ароматом, и легче у него
на душе становится.
Мужеству и твердости люди у дуба
учились. Дубовыми ветками награждали людей, совершивших великие подвиги, самых
мужественных и храбрых.
Вот ивушка над водой склонилась и
кажется, будто красная девица затосковала о суженом, или русалочки в плакучие
ивушки превратились и горюют по дому подводному. У ивушки люди состраданию
учились. Чье сердце равнодушно к чужому горю, тому почаще к ивушке приходить
надо. Попадут ивушкины слезы в сердце – растопят в нем равнодушие.
С древних времен люди заметили, что
щедрый урожай рябины к зиме суровой. Чем тяжелее зима, тем щедрее это деревце
дарит птицам, зверям и людям свое богатство ягодно-витаминное. Бывает вся
рябинка так усыпана гроздьями ярко-красными, что согнется тонкая под своим
богатым платьем. Но стоит, не ломается, ждет, когда ее богатство понадобится. У
рябинки кудрявой люди щедрости учились.
У каждого дерева свой вид и характер.
Сосна стройная, осина трепетная, ель величавая, дуб могучий. В каждом дереве
частичка мудрости спрятана. Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи
сокровищ... Если вы придете к нему, подарит вам лес свои сокровища. Кому что
нужно? Кому грибы да ягоды для еды, кому древесина для хозяйства, кому листья
да почки для здоровья, а кому мудрость для – сердца.
Вопросы
Раздайте детям карточки с рисунками
разных деревьев. Каждый представляет себя тем или иным деревом, а затем
рассказывает другим о своей жизни. Все остальные отгадывают, какое «дерево»
рассказывало о себе.
Во время прогулки по лесу прислушайтесь
к разным деревьям и постарайтесь услышать, о чем они говорят.
Какой характер у разных деревьев в лесу?
Встречали ли вы в лесу необычные
деревья? Выберите в лесу какое-либо необычное дерево и напишите историю его
жизни.
Экологическая
сказка «Жизнь дерева»
Однажды учительница повела детей на
прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.
– Дерево живое, как и мы, люди, –
объясняла учительница, остановившись перед большой елью. – Оно дышит, спит,
ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.
Все внимательно слушали рассказ
учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно.
Они потихоньку убежали в глубь леса.
- Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, – сказал
один.
Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы
и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.
- Конечно, глупости, – засмеялся другой, – деревья говорить не могут!
Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас
вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?
- А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, –
поддержал друзей третий.
- Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, – закричал он
через некоторое время.
Ребята принялись скакать вокруг дуба,
пинать его ногами и весело распевать:
- Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.
Вдруг они все трое почувствовали, как
что-то вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.
- Ой, что это? – закричали ребята хором.
Ветви старого дуба зашелестели грозно:
- Я хранитель леса, – голос дуба был такой гулкий, что все деревья
содрогнулись вокруг. – Ведь вы спрашивали мое имя, негодные мальчишки?
Перепуганные ребята молчали. А голос
дуба, словно грозный вихрь наполнил лес:
- Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и
клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из
вас хочет взять их на поруки?
Деревья в ответ испуганно зашумели.
- Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от
испуга, – сказала осинка.
- И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, —
ответила ель.
- У меня забот и без мальчишек много, – объяснила рябинка, – мне надо
ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.
- Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, –
грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.
- Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не
годится людям камнями быть, – зашелестела ветвями обиженная мальчиками
березка. – К тому же Творец велел нам служить людям.
- Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, – уже
мягче прошелестели ветви дуба. – Так и быть, возьми их и научи уму разуму.
Ребята хотели возразить, но вдруг
почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке. Очнулись все трое в
разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой
попал в ствол и ветки березы; а третий – в ее листья. Не успели ребята прийти в
себя, как березка приказала им:
- За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки,
дереву очень много нужно успеть сделать за лето.
У вас, корни, две задачи: во-первых,
кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять
меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.
- Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы
удержать такую огромную березу, – возразил первый мальчик.
- Ты должен сделать это, – отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая
пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не
удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.
Потом береза обратилась к стволу и
веткам:
- У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями,
листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу,
которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда –
защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все
раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки.
Иначе ты начнешь гнить и умрешь.
- У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное
место, – захныкал второй мальчик.
- Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны,
нанесенные им, – ответила береза и обратилась к листьям:
- Вы, листья, – лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно
весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые.
Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой
пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы
должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои
древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать
день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.
- Я не хочу умирать осенью, это несправедливо, – я еще совсем маленький,
– возразил третий мальчик. – Кроме того, я не могу работать день и ночь.
- Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса –
великан дуб – теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки
остаются зимовать, – объяснила березка и добавила, – а если, вы, листья,
не будете работать, вы засохните сразу же.
- Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? – услышали ребята голос
учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле
дуба.
- Извини нас, березка, – прошептал первый мальчик, когда ребята уходили
из леса.
- Трудная у тебя жизнь, – добавил второй.
А третий ничего не сказал, только
ласково погладил березку по белой коре.
Вопросы
Какой была березка? Чем она отличалась
от других деревьев? Нарисуйте ее.
Для чего служат дереву корни, ствол,
ветви и листья?
Какая часть дерева самую тяжелую работу
выполняет?
В какое дерево вы хотели бы превратиться
и почему?
Чему научила мальчиков эта история?
Расскажите о деревьях-долгожителях.
Для чего люди срубают молоденькие
деревца?
Если бы вы были лесным доктором, как вы
деревья от болезней лечили бы?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.03.2020
Дата обновления: 26.03.2020
Дата публикации: 05.03.2020