«Давайте, будем любить природу»

25.09.2023

 «Давайте, будем любить природу»

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники: дети, воспитатель, родители старшей группы

Срок реализации: 18.09.23г – 22.09.23г

Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                  

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Задачи проекта:

для педагогов:

  • изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
  • создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.

для детей:

  • дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

для родителей:

  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта:

I этап -  организационный

Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей.

II этап - практический

Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.

III этап - заключительный

Анализ полученных данных.

Рекомендации родителям.

Итоговое мероприятие:

КВН «Знатоки природы»

Продукты проекта:

  • Картотека «Экологические сказки».
  • Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».
  • Альбом «Будь природе другом!».

План мероприятий по реализации проекта.

Дни недели

Виды деятельности в течении дня

Задачи

День 1

«Будь природе другом!»

Беседа «Зачем нужно беречь природу?»

Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость  его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете»

Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года».

Обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке.

Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы».

Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты.

День 2

«Вода – источник жизни»

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода».

Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод.

Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций.

Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года.

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик».

Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку.

День 3

«Царство животных»

Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края».

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными, обитающими в Курской области; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес.Хочу такой сайт

Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка».

Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению.

Загадки, пословицы и поговорки о животных.

Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ.

Д/и «Чей детеныш?»

Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных.

Образные упражнения «Угадай, кого покажу».

Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей.

День 4

«Путешествие в лес»

Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу».

Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе.  

Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья».

Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение».

Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия.

Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; формировать навыки безопасного поведения в природе.

Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы.

Уточнить у детей значение данной трудовой операции; учить правильно пользоваться детскими граблями, метелками; развивать соответствующие трудовые навыки и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать.

День 5

«Знатоки природы»

Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?».

Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы.

КВН «Знатоки природы».

Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц.

Продолжать учить различать и называть зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное время года; учить быть внимательными ко всему, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Чтение х/л: Л. Есенина  «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе.

Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе.

Работа с родителями.

  1. Консультация «Природа как воспитатель».
  2. Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
  3. Организация выставки совместного творчества «Осенний калейдоскоп».

Результаты проекта «Будь природе другом!»

Для детей:

  • повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и растительном мире Курской области;
  • познакомились с правилами безопасного поведения в природе;
  • появилось желание беречь и охранять природу;
  • обогатился и расширился словарный запас;
  • расширился кругозор детей.

Для педагогов:

  • создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
  • повысился уровень компетентности в вопросах экологии.

 

 

 

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

 Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

·         Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет _______________________________________________________

·         Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да    б) нет _______________________________________________________

·         Кто ухаживает за животными или растениями?______________________

·         Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._____________________

_______________________________________________________________

·         Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да    б) нет

·         Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ______________________________   б) нет

·         Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да    б) нет

·         Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да    б) нет

·         Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да    б) нет

·         Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.____________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2023

Дата обновления: 06.12.2023

Дата публикации: 25.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».