Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»
22.01.2019
Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы
стимулируем развитие речи.
Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают
сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи
ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим
вы будете воздействовать
на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые
центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи
ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и
двигательного центров речи.
5.Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство
ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Но не все знают, как
правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми
для развития моторики.
Работая с детьми
раннего возраста по развитию
мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:
1. Развивать мелкую моторику
пальцев, кистей рук;
2. Развивать точность
и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
3.Совершенствовать движения
рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
В своей работе я
использую комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех
предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его
склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ
Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность,
массаж рук.
Средства развития мелкой
моторики:
Природный материал,бумага, вода, куклы, песок, пластилин, крупа, пуговицы,
бусы, нитки, веревки, ткани, шнурки,карандаши, счетные палочки, изобразительные
средства.
Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Ежик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем …
Потом ручку поменяем.
Пальчиковые игры
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка
приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со
сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского
фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших
истоков – русской народной культуры.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
А потом мы в рот кладем.
Ам-Ам-Ам и съели.
Изобразительная деятельность.
Рисование способствует развитию эмоциональной
отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости,
аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию
изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной
координации, совершенствуется мелкая
моторика кисти и пальцев рук.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Игры с прищепками.
Развивают координацию, мелкую моторику рук.
Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была
интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики
к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).
Пуговицы – открывают массу возможностей
для развития умения
сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение,
память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
Шнуровки - развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование,
творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»,развитию речи.
Бусы
Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в начале фруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку
ИГРЫ С КРУПАМИ
Очень полезны
для развития мелкой моторики игры
с крупами. Для игр подойдут горох, чечевица, фасоль разных видов, манка
и др. Как играть: Дайте ребенку различные
ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки. Пусть он:
Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.
Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.
Пересыпает горох
стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).
Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.
Насыпает крупу в стаканчик через воронку.
Попробует насыпать
горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную)тарелку.
Попросите его
накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку
-в мелкую.
Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п.
Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.
Рисование манкой (другими мелкими крупами)
Рисовать крупами это
не только весело и увлекательно для ребенка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а
следовательно и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так
же и на психике ребенка -как и любое игровое взаимодействие с природным
материалом.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики,
сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому
творчеству, развивают моторику рук,
создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм.
Игры с игрушками – вкладышами, пирамидки. Пирамидки -
способствуют развитию мелкой
моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия,
целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие
отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с
различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Заданий и упражнений,
направленных на развитие мелкой
моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и
воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и
возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые
разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям
уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать
ботинки, строить из мелких деталей
конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если
будут развиваться пальцы рук,
то будут развиваться речь
и мышление ребенка.
Спасибо за внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2019
Дата обновления: 30.01.2019
Дата публикации: 22.01.2019