«Развитие логического мышления дошкольников на занятиях математики»
31.10.2019
«Развитие
логического мышления
дошкольников на
занятиях математики»
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией
развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так
как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены
в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет
стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты,
характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие
логического мышления следует в дошкольном детстве.
Что такое логическое мышление Логика – это наука, которая
изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный
вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и
понятия. У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного
мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей
у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой
умственной активности и огромных знаний. Развитие логического мышления у
ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных
познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение
объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить
установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее.
Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики
у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий: графические
игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской
руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом
для учеников начальной школы; математические игры – такие игры являются
основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него
умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и
четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для
детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.
По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики,
формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми; литература с
игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к
чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это
способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания; игры на
компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных
детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но в плюс в этом,
несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и
«стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает
и полезный опыт.
Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил
«открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям
проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать.
Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и
обоснование своих версий.
Для решения проблемной ситуации взрослый должен предложить детям
такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым он
создает условия, когда дети активно включается в поисковую деятельность, а не
просто усваивают материал готовом виде. Чем больше активности и
самостоятельности проявляет ребенок при изучении нового, тем больше вклад в его
личностное развитие.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что
на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором
формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким
образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить
фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем
возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами
логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение
упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может
пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку
самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение,
строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более
внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться
станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение
Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается
занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы
имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность
содержания математических заданий. Педагогически оправданная занимательность
имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их
мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы
остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для
проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике.
Занимательность характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании
математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении
этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому воспитатели
добиваются от самих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток,
веселых положений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е.
добиваются понимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора
обычно проявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различных
ситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных
неудач в сложившейся обстановке. Легкий юмор должен быть добрым, создавать
бодрое, приподнятое настроение.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с
помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда
говорят о логическом мышлении, то имеют в виду мышление, по содержанию
находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям
математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения
без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся
сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют
вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить
несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер,
поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной
деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса
старших дошкольников.
Вследствие того, что логические упражнения представляют собой
упражнения в мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников в
основном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. В
зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяют
рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Народные загадки
всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках
обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам
предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по
некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как
качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики
подбираются такие загадки, в которых главным образом по количественным
признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной
стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по
количественным признакам – полезные и интересные логико-математические
упражнения.
Логические приемы как средство формирования логического мышления
дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и
другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с
первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в
условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого
знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной
грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание
логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
В процессе развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста средствами занимательной математики мы решаем несколько
задач:
1. Формирование логических приемов умственных действий у
дошкольников анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развитие у детей: речи (умения рассуждать, доказывать)
Произвольность и внимания, познавательных интересов, творческого
воображения
3. Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению
трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам
Итак, занимательная математика как средство развития логического
мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию
умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи,
воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует
нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки
детей к школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2019
Дата обновления: 05.11.2019
Дата публикации: 31.10.2019