"Не просто сказки"
07.10.2019
Не просто сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий
мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о
последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об
ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Методика использования экологических сказок включает несколько этапов:
– обсуждение со старшими дошкольниками сказок экологического характера,
созданных детскими писателями, например В. Бианки «Чей нос лучше» (о
приспособительных особенностях клюва у птиц) и др.;
– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета,
например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали
свой урожай;
– сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
– сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в микрогруппах и
дома с родителями);
– красочное оформление своих произведений;
Среди интересных приемов – инсценирование фрагментов экологических сказок.
Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где Колобок
отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути
зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста,
медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем
первоисточник.
Для поддержания интереса используются экологические тренинги по содержанию
изучаемой экологической сказки (например: «Я дерево, мои руки – ветки»), иллюстрирование
(«Сказка, я тебя рисую»), рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное
изготовление книжек-малюток, самостоятельное сочинение сказок на выбранную
тему, старая сказка на новый лад, «перевирание» сказки, продолжение начатой
сказки, сказка «наизнанку», что было бы, если... и т.п.
Экологическая сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной
водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула
над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её
кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом
разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки,
шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой.
Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды.
Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который
струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из
соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими
прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился
к мальчишкам.
- Как вы думаете, хорошую ли игру
придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и
камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый
весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно
мечтал подружиться с ними.
- Как бы вы поступили на месте
Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми
мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее
приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями,
то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли
домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон
слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы
закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали
всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова,
и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то
понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не
было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный
воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в
поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику
знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли,
склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни
трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не
видно стрекоз, шмелей, бабочек.
– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
- Как вы думаете, что случилось с
оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка!
Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный
сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и
предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во
сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и
тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро
поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы
- Как выглядел овраг, на дне
которого журчал родник?
- С кем Артём ходил за водой на
родник?
- Кого встретил Артём, когда
пошёл за водой один?
- Чем занимались Андрей и Петя?
- Какой вред приносят природе
такие игры?
- Почему Артёму приснился
необычный сон?
- Что могло случиться с природой,
если бы родник пересох?
- Кто помог Артёму исправить
ошибку?
- Как вы думаете, будет ли Артём
играть в такие игры после того, что случилось?
- Что он скажет Андрею и Пете,
если встретит их?
Экологическая сказка «Дождевой червяк»
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но
смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и
паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом дети играли в
прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на
землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь. Дети
спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали
пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья
стали ещё ярче и зеленее. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло
солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели
резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда
задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад
сверкающих струй. В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём
выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало
в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал
рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе
отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь
брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или
напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
- Хорошо ли поступили дети?
- А вы боитесь дождевых червей?
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупенькие
дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим
их огороду».
- Знаете ли вы, какую пользу
приносят дождевые черви?
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими
ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода. -
Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не
представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и
никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным
и гадким. - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не
только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням
растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и
совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный червячок? -
Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя
Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли подземные туннели и
через них попали в соседний сад. Сначала люди не заметили отсутствия червяков,
а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки
стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что
случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур
твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с
удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. -
Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть
дождевые черви уползли к соседям? - Папа, почему ты назвал червяков
помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через
прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и
вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с
садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили
дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись
помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым
червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
- Где Володя и Наташа отдыхали
летом?
- Кто появился на грядках в
огороде после дождя?
- Почему после дождя червяки
выползли на поверхность земли?
- Почему червяк Верми обиделся на
детей?
- Что произошло после того, как
дождевые черви уползли из огорода?
- Почему папа назвал дождевых
червей подземными помощниками?
- Как стали относиться дети к
дождевым червям после их возвращения в огород?
- Как поступите вы, если увидите
дождевого червяка?
Экологическая сказка «Маленькие
путешественницы»
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки.
Когда семена созрели, незабудка сказала им: - Милые детки! Вот вы и стали
взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья.
Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там. Коробочка с
семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный
ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду.
Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла
по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение
прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую
землю.
«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить
корни». Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось:
«Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком
много мусора». Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки. Весной в том
месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали
её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за
сладким нектаром. Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они
увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала
подругу: - Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и
сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой!
– Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и
другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и
листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
– Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки стали приходить к
незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали
вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
- Понравился ли вам поступок
девочек? Почему?
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями
скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные
летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с
другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то
раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув
язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду.
Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко
подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть. Собака напилась и
поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по
кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем
войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле
крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка. -
Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её
занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку.
Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год
возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали
пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые
деревья – яблони, вишни и сливы. - В этом году у нас будет богатый урожай! –
радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла
пора рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и
решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя
незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв
лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется
нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника.
Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая
голубая незабудка.
- Как выглядит цветок незабудки?
- Расскажите, что случилось с
семечком незабудки, которое упало в воду?
- Что случилось с незабудкой,
если бы Таня сорвала её?
- Почему сорванные цветы
сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
- Как девочки помогли незабудке?
- Какую пользу принесли незабудки
берегу реки?
- Как второе семечко незабудки
оказалось в саду?
- Какую пользу принесли эти цветы
саду?
- Как третье семечко оказалось в
лесу?
- Почему муравьи переносят семена
незабудок?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2019
Дата обновления: 05.11.2019
Дата публикации: 07.10.2019