АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-7лет
С ОВЗ (ЗПР, РАС) срок освоения 4года
Содержание:
1.
Целевой раздел ................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ................................................................... 3
1.1.1. Актуальность рабочей программы…............................................. 4
1.1.2. Цели и задачи рабочей программы ................................................5
1.1.3. Принципы и подходы в организации коррекционноразвивающего процесса ................................................................. 6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
с ЗПР.................................................................................................7
1.2.1. Планируемые результаты освоения программы (дети ОВЗ) ........ 9
1.2.2. Целевые ориентиры Программы в раннем возрасте
(дети с ЗПР)....................................................................................... 9
1.2.3. Целевые ориентиры дошкольного возраста (дети с ЗПР) ........... 9
1.2.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
Программы (дети ЗПР) .................................................................... 9
1.2.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
Программы (дети РАС)…................................................................ 10
2.
Содержательный раздел ................................................................. 11
2.1. Диагностический модуль ...................................................................13
2.2. Коррекционно-развивающий модуль .............................................. 13
2.3. Календарный учебный график ......................................................... 14
2.4. Перечень основных видов образовательной деятельности
учителя-логопеда ............................................................................... 14
2.5. Формы и методы логопедической работы в соответствии
с ФАОП ДО....................................................................................... 14-15
2.6. Содержание работы с детьми ОВЗ старшего возраста
(5-6 лет) ............................................................................................. 15-16
2.7. Комплексно – тематическое планирование на
2023-2026 учебный год .................................................................. 17
2.8. Консультативно-просветительский модуль .............................. 17-19
2.9. Преемственность в планировании коррекционноразвивающего процесса учителя – логопеда и воспитателя… .... 19
2.10. Социально-педагогический модуль............................................... 20
3.
Организационный раздел ................................................................ 21
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной
среды .................................................................................................... 22
3.2. Расписание мини подгрупповой, индивидуальной
работы с детьми................................................................................... 24
3.3 Список литературы ............................................................................. 25
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя – логопеда для обучающихся (2 – 7 лет) с ОВЗ (ЗПР; РАС)
(далее «Программа») Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 139 «Чебурашка»
разработана на основе:
- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.
№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
- Устава ДОУ;
- Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного
образования детей с задержкой психического развития (реестр примерных основных
образовательных программ общего образования;
- Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программой
дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Программа предназначена для учителя-логопеда и обучающихся с ОВЗ – дети с
задержкой психического развития (далее - дети с ЗПР), дети с расстройствами
аутистического спектра (далее – дети с РАС) группы общеразвивающей направленности (с
5 до 7 лет) – реализация АООП ДО;
- инклюзивное образование в рамках реализации АОП. Рабочая программа рассчитана на
три учебных года.
Программа обеспечивает развитие и коррекцию нарушений обучающихся с ОВЗ
(ЗПР, РАС) с учетом их возрастных и специфических особенностей по речевому
развитию: звукопроизношение, лексическая сторона речи, связная речь, подготовка к
обучению грамоте.
Содержание образовательной деятельности выстроено с учетом:
1. Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №139
«Чебурашка» (разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Программы воспитания и
обучения дошкольников с ЗПР Л.В.Баряевой;
2. Программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью Л.В.Баряевой;
3. Изменений и корректировки к АОП ДО для детей с ЗПР, согласно рекомендаций
ФАОП ДО 2023г.
4. Программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под
общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.
Для реализации рабочей программы используются различные методики, технологии,
средства воспитания, обучения и развития детей:
- Наглядное моделирование;
-Технология проектного обучения;
-Здоровьесберегающие технологии (дыхательная и пальчиковая гимнастика, самомассаж,
психогимнастика, кинезеологические упражнения, су-джок терапия и др.); - Личностноориентированная технология;
- Игровые технологии: «Самоучка», «Мерсибо», дары Фребеля, методика Кайе
В.А., «Мерсибо», «Мама для мам» и другие.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа обеспечивает построение целостной образовательной деятельности,
направленной на полноценное всестороннее развитие ребенка – во взаимосвязи и
интеграции, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа реализовывается в непосредственно образовательной деятельности, в
индивидуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании и
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образования
детей дошкольного возраста.
1.1.1. Актуальность рабочей программы Коррекционная помощь детям с
отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области
образования.
В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции
нарушений речевого развития детей обусловлена тем, что растет число детей раннего и
дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и
различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым
нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность
программы и необходимость ее внедрения в практику образования. Рабочая программа
разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной
педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
- на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве
общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
- на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях
языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности
как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический,
лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный
и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в
их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.1.2. Цели и задачи программы
Цель Программы: организация коррекционно-развивающей работы с детьми 2-7 лет с
ОВЗ (ЗПР, РАС), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов,
работающих в группе, и родителей дошкольников, на основе системно-деятельностного
подхода для совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать
собственные мысли, развития устной речи как средства отражения действительности и
выражения отношения к ней.
Задачи Программы:
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных
задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психофизического развития детей с ОВЗ (ЗПР, РАС).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с
возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы
является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и
психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют
речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей
программой, педагоги ДОУ, совместно с учителем-логопедом, решают
следующие задачи:
охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии воспитанников;
создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и
саморазвития;
обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью
обеспечения полноценного развития воспитанников;
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения;
развитие познавательной
активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения,
желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
учет государственной политики;
особенности контингента детей детей с ОВЗ
учет запроса родителей.
1.1.3 Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего
процесса. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов,
которые
для детей с ОВЗ (ЗПР; РАС) приобретают особую значимость: от простого к сложному,
систематичность, доступность и повторяемость материала:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как
системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального
воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на
каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик
конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре
дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное
нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры
речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной
психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе
деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект,
обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей
в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и
механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит
объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма Речевой материал располагается в пределах одной
лексической темы независимо от вида деятельности. Каждый последующий концентр
предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями.
Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными
видами речевой деятельности.
Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного
материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической
деятельностью и недостаточным контролем поведения.
Соблюдение данного принципа обусловливает:
1) высокую мотивированность речевого общения;
2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим
требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому.
Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от
простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми
(независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и
основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем
разделам программы. На подготовительном этапе формируются общефункциональные
механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие,
внимание и пр.). На основном этапе предусматривается формирование специфических
механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим
направлениям
коррекционно-развивающего
процесса(произношение,
лексика,
грамматический строй и пр.).
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется
в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним,
предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой
является коммуникация.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными
требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация
требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и
интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная
индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В
основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных
приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх,
применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения,
мнемотехники, психокоррекции и пр.
10. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной
деятельности.
11.
Принципы наглядности, прочности усвоения знаний,
воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционноразвивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями
речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно
решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
11.2.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента
детей с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающегося с
РАС:
РАС
4-5 лет
Слово является организующим
элементом деятельности ребёнка и
передачи ему знания, но пока, не имеет
никаких преимуществ перед
наглядными способами передачи
опыта. Поэтому словесное
инструктирование и передача опыта в
словесной форме ещё нуждаются в
чувственной опоре. Развивается
грамматическая сторона речи.
Дошкольники занимаются
словотворчеством на основе
грамматических правил. Речь детей
при взаимодействии друг с другом
носит ситуативный характер. У них
вызывает интерес ритмическая
структура речи, рифмы.
5-6 лет
- в активной речи ребенок употребляет
все части речи,
- занимается словотворчеством,
обогащается его лексика
(использует антонимы, синонимы).
-развивается связная
речь: появляется умение составить
ЗПР
4-5 лет
Недоразвитие речи, как правило,
проявляется в отсутствии фразовой речи,
в ограничении словарного запаса, в
аграмматизмах, неправильном
произношении, в отсутствии, или резком
ограничении словарного запаса.
Понимание обращённой речи достаточно
сохранно (если речевая патология не
является ведущим нарушением.
Наблюдается недоразвитие речевых
функций: запаздывание самостоятельной
фразовой речи при относительно
сохранном пониманием обращённой
речи.
5-6 лет
- слабость словесной регуляции
действий;
-трудности вербализации и словесного
отчёта;
- неполноценность развернутых речевых
высказываний;
- недостаточный уровень ориентировки
рассказ по сюжетной
картинке или по серии сюжетных
картинок, выучить и
рассказать стихи, потешки, считалки.
6-7 лет
- Выраженная стереотипность речи;
- склонность к словотворчеству,
«неологизмам»;
- становление речи проходит через
период эхолалий;
- мчастыми являются разнообразные
нарушения звукопроизношения, темпа и
плавности речи;
- возможно увлечение отдельными
речевыми формами, постоянная игра
звуками, слогами и словами,
рифмование, пение, коверканье слов,
декламация стихов наизусть
«километрами». Но для дела
используется только скудный набор
речевых штампов.
в языковой действительности,
трудности осознания строения слова,
состава предложения;
- недостатки устной и несформированность функционального базиса
письменной речи обуславливают особые
проблемы при овладении звукобуквенным анализом, синтезом, и,
следовательно, грамотой.
6-7 лет
Особенности речевого развития
обусловлены своеобразием их
деятельности и проявляются в
следующем:
- отставание в овладении речью как
средством общения и всеми
компонентами языка;
- низкая речевая активность;
- бедность, недифференцированность
словаря;
- выраженные недостатки
грамматического строя речи:
словообразования, словоизменения,
синтактической системы языка;
Следует отметить, что нарушения речи при задержке психического развития
преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в
целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Многим
детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Дети имеют
ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено
употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме,
возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. Особенности лексики
детей с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности антонимических и
синонимических средств языка. Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к
трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются
формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по
серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое
рассказывание.
На индивидуальных занятиях с детьми с РАС следует уделять внимание развитию
невербальных средств общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и
приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания), в
дальнейшем наряду со становлением вербальных средств общения эти средства продолжают
совершенствоваться. Особое внимание уделяется развитию слухового внимания,
фонематического слуха, при этом используются дидактические игры и упражнения. В играх
развивается инициативная речь, обогащаются представления о ближайшем окружении. В ходе
индивидуальных занятий по развитию речи расширяется и уточняется словарный запас,
систематизируется и обобщается речевой материал, приобретённый с детьми в процессе других
видов деятельности, активизируется связная речь. Детей обучают вести диалог во время
рассматривания или сравнения предметов, игрушек, картин, иллюстраций, наблюдений за
природными явлениями (погодой), за изменениями в объектах живой природы.
В итоге, занятия по развитию речи с детьми РАС необходимо направить на формирование
коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей функций
речи. Проводится работа по коррекции нарушений звукопроизношения, где уделяется внимание
развитию речевого аппарата, речевого дыхания, уточняется и закрепляется правильное
произношение звуков
Планируемые результаты освоения программы
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, результаты освоения Программы
сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной
портрет ребенка на конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как
результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных
условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями
Стандарта и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенком.
11.2.1.
11.2.2. Целевые ориентиры в раннем возрасте (2-3 лет) – дети с ЗПР
К
трем годам в условиях целенаправленной коррекции ребенок может
приблизиться к следующим целевым ориентирам в речевом развитии:
Активно реагирует на простую словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной
ситуацией. Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых
и
неречевых звучаний. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела
человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного
наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает некоторые
грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые
предложные конструкции). Активно употребляет (допускаются искажения звуко-слоговой структуры
и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков) существительные, обозначающие
предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко,
дождь, снег). Включается в диалог – отвечает на вопросы взрослого одним словом
(допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических
средств). Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия. Подражает
жестам и мимике взрослого. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую
деятельность.
11.2.3.
Целевые ориентиры дошкольного возраста (дети с ЗПР)
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются
независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей, но не
подлежат непосредственной оценке. Освоение воспитанниками с ЗПР основного содержания
адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в
образовательной организации возможно при условии своевременно начатой коррекционной
работы.
К шести годам ребенок:
– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого)
деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,
признаков, состояний, свойств, качеств;
– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
– различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в
импрессивной речи;
– использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с
сочинительными союзами;
– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого
рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого),
ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
– различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; –
владеет простыми формами фонематического анализа;
– использует различные виды интонационных конструкций;
11.2.4.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы (дети с ЗПР)
У детей с ЗПР подготовительной к школе группы. Продолжают развиваться навыки
обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными
признаками ситуации. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм
позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции
школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе:
- способен к построению речевого высказывания в ситуации общения; осваивает
основные лексико-грамматические средства языка;
- может составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;
- осваивает звуко-слоговой анализ и синтез, соотносит звук и букву, осваивает основы грамоты;
- ребенок знаком с произведениями детской литературы; знает и умеет пересказывать сказки,
рассказывать стихи;
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и
возможностей здоровья детей содержание дифференцируется.
11.2.5.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы (дети с РАС)
Дети с РАС представляют собой неоднородную группу. Поэтому, в данном разделе описаны
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- для ребенка с РАС, получающего образование, несопоставимое по итоговым достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничения здоровья;
- для ребенка с РАС, получающего образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки.
При реализации АООП для ребенка с РАС, получающего образование, несопоставимое по
итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничения здоровья
следует учесть, что степень достижения целевых ориентиров будет зависеть от особенностей
коммуникации ребенка с окружающим миром и от выраженности интеллектуальных нарушений.
Педагогам необходимо обратить внимание на то, как ребенок с РАС:
– владеет альтернативными способами коммуникации (при необходимости);
– реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии;
– уходит, подходит и садится по речевому требованию взрослого;
– фиксирует взгляд на понравившемся предмете; показывает понравившейся предмет;
– выражает доступным для себя способом свои основные потребности и желания (в том числе –
при помощи навыков альтернативной коммуникации);
– принимает помощь взрослого; допускает физический контакт во время игры со взрослым;
удерживает зрительный контакт в течение короткого времени;
– положительно реагирует на взрослого во время простой контактной игры;
– проявляет попытки подражать простым движениям взрослого, вызывающим стук, хлопкам в
ладоши и др.;
– имитирует некоторые звуки, звукокомплексы, соединяет звуки в простые восклицания и слова;
– берет в руки небольшие предметы (игрушки, шнурки, тряпочки), целенаправленно складывает
предметы один на другой (коробки, кубики), опускает один в другой (шарики в коробки),
садится без помощи взрослого;
– находит спрятанную под платком игрушку, может поднять упавший предмет, реагирует на
сигнальный шум (колокольчик).
При реализации АООП для ребенка с РАС, получающего образование, сопоставимое по
конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в пролонгированные сроки, педагоги должны обращать внимание на
то, как ребенок с РАС:
– владеет альтернативными способами коммуникации (при необходимости);
– здоровается и прощается, называет собственное имя, говорит о себе «я», знает и называет
имена (показывает) членов семьи, использует коммуникативный альбом, индивидуальное
визуальное расписание;
– адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях (при необходимости – с помощью
карточек, визуализирующих правила поведения);
– использует доступные для него способы общения (в том числе жесты, знаки или другие
средства альтернативной коммуникации), сообщает о своем желании (доступным способом);
– выполняет элементарные поручения взрослого (при необходимости с визуальной опорой на
последовательность карточек с изображением действий), подражает некоторым действиям
взрослого с предметами обихода, проявляет симпатию к посторонним;
– ждет, пока подойдет его очередь (при необходимости с визуальной поддержкой карточкой с
изображением символа сигнала ожидания);
– проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда играть) рядом с ними;
– подражает движениям артикуляционного аппарата взрослого, выполняет упражнения для
пальцев рук (нанизывает бусы, прикрепляет прищепки, повторяет игры на сопровождение речи
движением), подражает некоторым голосам животных, шумам окружающего мира (машина,
самолет и др.);
– подбирает предметы, владеет простой сортировкой предметов, выбирает предметы,
относящиеся к одной категории, соотносит основные цвета и формы, понимает названия
предметов обихода;
– владеет элементарными навыками самообслуживания (туалет, прием пищи и др.);
– при наличии речи использует слова, обозначающие знакомые ему предметы обихода и
действия, выражает желания одним словом, отвечает на вопросы («да», «нет»), описывает
картинку простыми предложениями (при отсутствии речи – использует жесты, знаки или другие
средства альтернативной коммуникации);
– может (пытается) стоять на одной ноге, стоять на носочках, ударять по мячу ногой, выполнять
элементарные гимнастические упражнения.
2. Содержательный раздел:
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего и младшего
дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР; РАС)
Цель: Организация проведения коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ
(ЗПР; РАС) по образовательному направлению «Речевое развитие» с интеграцией в
образовательный процесс задач образовательных направлений:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных
направлений в логопедической работе
Образовательное
направление
Речевое развитие
Задачи
Воспитывать
активное
произвольное внимание к речи,
совершенствовать
умение
вслушиваться в обращенную речь,
Вид деятельности
Игровые ситуации
Мини-инсценировки
Автоматизация
поставленных звуков
Познавательное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
физическое
развитие
понимать ее содержание, слышать
ошибки в своей и чужой речи.
Учить воспринимать предметы, их - составление описательных
свойства,
сравнивать
предметы, рассказов
автоматизация
подбирать группу предметов по заданному признаку. Продолжать поставленных звуков
развивать мышление в упражнениях - дидактические игры на
на группировку и классификацию развитие
слухового
и
предметов. Развивать зрительное зрительного восприятия
внимание и память в работе с
- игры с мозаикой, пазлами,
разрезными картинками и пазлами.
с мелкими предметами
Совершенствовать
и
развивать - пальчиковая гимнастика
конструктивный праксис и мелкую
моторику в работе с разрезными
картинками,
пазлами,
дидактическими
игрушками,
играми, в пальчиковой гимнастике.
Расширять представление детей о
труде взрослых, прививать интерес
к труду взрослых.
и
Развивать
умение
слышать
и - дидактические игры
передавать ритмический рисунок. упражнения
Учить
различать
звучание - штриховка
нескольких игрушек или детских
музыкальных
инструментов,
предметов заместителей; громкие и
тихие, высокие и низкие звуки.
Формировать
прослеживающую
функцию глаза и пальца. Развивать
графомоторные навыки.
Развивать в игре коммуникативные - настольно-печатные
игры,
навыки. Совершенствовать навыки дидактические
театрализованные
игры;
игры
в
настольно-печатные
дидактические
игры,
учить автоматизация
в
устанавливать и соблюдать правила поставленныхзвуков
в
игре.
Развивать
умение стихах,
рассказах,
инсценировать стихи, разыгрывать спонтанной речи
сценки.
Прививать
желание - беседа
поддерживать порядок на своём - поручения
рабочем месте. Развивать слуховое игры
с
мелкими
внимание и память при восприятии
предметами
неречевых звуков. Учить соблюдать
технику
безопасности.
Совершенствовать
умение
«оречевлять» игровую ситуацию и
на
этой
основе
развивать
коммуникативность речи.
Формировать правильную осанку - пальчиковая гимнастика
при посадке за столом. Расширять - речь с движением
знания
о
строении - физкультминутки
артикуляционного аппарата
и его - беседа
функционировании.
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития
речи детей с ОВЗ (ЗПР; РАС) осуществляется по следующим направлениям работы:
- диагностический модуль;
- коррекционно-развивающий модуль;
- социально-педагогический модуль;
- консультативно-просветительский модуль.
2.1. Диагностический модуль При реализации программы проводится оценка
индивидуального развития детей в
рамках диагностики (мониторинга) достижения планируемых результатов освоения
программы дошкольного образования.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за ребенком в
повседневной жизни, в процессе непосредственно образовательной и индивидуальной
работы с ним.
Диагностическая деятельность проводится три раза в течение учебного года:
- сентябрь (определение исходного уровня);
- январь (промежуточная диагностика, отслеживание динамики развития, эффективности
проводимой работы);
- май (итоговая диагностика, мониторинг динамики развития, эффективности работы за
учебный год)
Результаты диагностики фиксируются в речевых картах, в таблице «мониторинге
достижения детьми планируемых результатов».
Модель организации диагностической деятельности
Диагностическая деятельность
Время проведения
Стартовое обследование
15.09.2023– 29.09.2023
Промежуточное обследование
10.01.2024– 14.01.2024
Итоговое обследование
16.05.2024 – 31.05.2024
Используемые диагностические комплекты
Специалист
Цель диагностики
Инструмент диагностики
Время
проведения
УчительДиагностика речевого Стимульный
материал
О.Б. сентябрь –
логопед
развития
Иншаковой «Речевой альбом»;
январь - май
Речевая карта О.Б.Иншакова
Мониторинг
Целевые ориентиры дошкольного
сентябрь –
достижения
детьми возраста, согласно АООП для
январь - май
планируемых
детей с ЗПР;
результатов
- Целевые ориентиры дошкольного
возраста, согласно АООП для
детей с РАС.
2.2. Коррекционно-развивающий модуль
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является
организация работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (старший
дошкольный возраст).
Предусматриваются следующие виды занятий:
1) Подгрупповые занятия;
2) Индивидуальные занятия;
Подгрупповые занятия для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста группы
№9 проводятся два раза в неделю и ориентированы:
- на развитие речевого (фонематического) восприятия, на формирование звукового
анализа и синтеза, звукопроизношения;
- на развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического
строя речи.
- преодоление речевого негативизма;
- развитие языкового чутья;
- формирование элементарных общих речевых умений;
- формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок –
ребенок» с использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения
- на развитие речевого (фонематического) восприятия, на формирование звукового
анализа и синтеза, звукопроизношения;
- на развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического
строя речи.
Основную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня
составляют индивидуальные занятия. Они направлены на осуществлении коррекции
индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития
воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой детей с
ОВЗ (ЗПР; РАС).
При планировании индивидуальных занятий учитываются: возраст ребёнка,
структура речевого дефекта, психофизиологические качества, а также его индивидуально
– личностные особенности. В зависимости от характера и выраженности речевого
дефекта, психологических и характерологических особенностей воспитанника количество
индивидуальных занятий варьируется от 1 (младший возраст- 1 ребенок) до 2 в неделю,
продолжительностью 15-20 минут.
2.3. Календарный учебный график
№
Направление плана
Содержание
Пятидневная рабочая неделя, 10,5 часов, с 7.30 до
1. Режим работы ДОУ
18.00
2. Выходные дни
Суббота, воскресенье
3. Продолжительность
Начало учебного года– 01 сентября
учебного года
Окончание учебного года– 31 мая
4. Количество учебных недель 34 недели
5. Сроки проведения каникул 29 декабря по 10 января
6. Летний оздоровительный
период
7. Сроки
проведения
мониторинга достижения
детьми
планируемых
результатов освоения
ФАОП ДО, АОП
01.06 – 31.08
Вводная: с 01.09 по 15.09
Промежуточная 10.01 по 14.01
Итоговая: с 16.05 по 31.05
- 2.4. Перечень основных видов образовательной деятельности учителя-логопеда
Согласно нормативам Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»; следует уменьшить количество фронтальных и
подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая
требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём
недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы рекомендованные
СанПин. Поэтому для детей с ЗПР планируется 2 занятия в неделю (индивидуальных или в
мини подгруппе, на усмотрение учителя-логопеда. с ребенком РАС, посещающим
общеобразовательную группу индивидуальное коррекционное
- занятие 2 раза в неделю индивидуальное или в мини подгруппе; Занятия проводятся
логопедом после того, как проходит обследование детей в начале года
2.5. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФАОП ДО
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации
программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Методы и приемы в работе учителя – логопеда.
Коррекционная
направленность
дошкольного
обучения
обеспечивается
максимально возможным (исходя из условий развивающей среды) использованием на
занятиях предметно-практической деятельности, обучение дошкольников носит нагляднодейственный характер, все понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности:
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, психологические,
театрализованные;
•создание ситуаций морального выбора; беседы патриотического направления,
социально-нравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми;
• сочинение загадок, рассказов;
• разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных
играх имитационного характера;
• упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
• музыкально-ритмические упражнения;
•физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек,
народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку, игровые беседы с
элементами движений.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются
логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех
компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с ЗПР с
нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
индивидуальных занятий. Мини подгрупповая логопедическая работа позволяет
эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые
являются приоритетными для всех или большинства воспитанников с ЗПР. Данный вид
занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим
инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В основе планирования лежат
тематический и концентрический подходы.
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером,
когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы
по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также
психических и психофизиологических функций.
Кроме мини подгрупповых занятий проводятся индивидуальные занятия с детьми с
ЗПР, которые направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков,
их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение
и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется
индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и
индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при
максимальном использовании всех анализаторов.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном
формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных
артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой
структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического
восприятия.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников с ЗПР обеспечивает
выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии
познавательных психических процессов.
2.6. Содержание работы с детьми ОВЗ старшего возраста (5-6 лет)
старший возраст (ЗПР)
занятие
Развитие связной речи
(НОД) 1 р/нед
Индивидуальные
коррекционные занятия
2 раза в неделю
Индивидуальные
коррекционные
занятия 2 раза в
неделю
Содержание работы
подготовка к овладению диалогической формой общения;
-усвоение навыка составления короткого рассказа;
- составление рассказа по картинке;
- составление рассказа по теме с использованием ранее
отработанных синтаксических конструкций.
Формирование лексико-грамматических представлений:
- развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в
обращенную речь;
- некоторых способов словообразования с использованием
существительных,
прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и
глаголов с
разными приставками (на-, по -, вы-), глаголами единственного и
множественного числа настоящего и прошедшего времени,
существительными в родительном, винительном, дательном и
творительном падежах;
- расширение значения предлогов.
Первоначальное формирование звуковой стороны речи:
- комплекс подготовительных артикуляционных
упражнений;
- коррекция произношения дефектных звуков;
- коррекция слоговой структуры слова;
- развитие фонематического слуха и формирование
фонематического восприятия;
- постановка, автоматизация отсутствующих и коррекция
искаженно произносимых звуков.
Дети с РАС
- развитие психологической базы речи (внимания,
восприятия, памяти, мыслительных операций);
- развитие понимания речи (лексических значений,
грамматических категорий);
- накопление и активизация словарного запаса.
Поэтапное формирование фразовой речи:
- практическое усвоение грамматических конструкций;
- развитие дыхания, артикуляционной моторики,
голоса.
Развитие общей моторики:
- координация движения;
- двигательное воображение (использование
подвижных игр и динамических пауз с речевым
сопровождением;
- развитие мелкой моторики рук.
Развитие психоэмоциональной сферы:
- элементы спихогимнастики;
- коммуникативные навыки.
2.7. Комплексно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год
№
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Тема
Сентябрь
Прощай лето (мониторинг)
Фруктовая корзина (мониторинг)
Урожай собирай и на зиму запасай (овощи)
Сад-огород
Наша группа
Октябрь
Осень
Кто в лесу живет
Волшебный мир сказок
Мы едем, едем, едем
Ноябрь
Игрушки
На птичьем дворе (домашние птицы)
На бабушкином дворе (домашние животные)
Семья
Декабрь
Зима на дворе, зимние забавы
Зимующие птицы
Одежда
4. Обувь
5. Вот такая елка каникулы
Январь
1. В гостях у бабушки Федоры (посуда) (мониторинг)
2. Мебель
3. Предметы вокруг нас (бытовая техника)
Февраль
1. Кто где работает (профессии)
2. Продукты питания
3. Мой город (страна)
4. Папин праздник
1.
2.
3.
4.
5.
1.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
Март
Мамин праздник
Продукты питания
Весна красна
Прилетели птички – птички-невелички
Путешествие в зоосад (животные жарких стран)
Апрель
Ловись рыбка
Наше тело
Головные уборы (школьные принадлежности подг.г)
Деревья
Май
Насекомые
Одуванчики цветут (цветы)
На лесной полянке (мониторинг)
Здравствуй лето! (мониторинг)
2.8. Консультативно-просветительский модуль (Взаимосвязь с участниками
образовательного процесса)
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет
взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, создана модель
их взаимодействия:
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом изучают особенности психоречевого
развития и освоения основной общеобразовательной программы. Педагогическим
коллективом группы обсуждаются достижения и образовательные трудности детей,
намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание ПрАООП ДО для детей с ЗПР и разрабатывается
собственная АООП для образовательной организации, АОП для детей в рамках инклюзии.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и
интегрированные мероприятия.
4. Педагогический коллектив тесно взаимодействует с родителями воспитанников
(законных представителей).
Функции участников образовательного процесса
Учитель-логопед:
подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением
дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии
наблюдения, экспериментальная деятельность; игры, упражнения на восприятие цвета и
формы; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на развитие
слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики,
жеста; игры-драматизации.
Родители: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
осуществление контроля над выполнением заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Расширение сферы профессиональной компетентности педагогов, повышение их
квалификации в целях реализации АООП и АОП по работе с детьми с ЗПР с учётом
психофизических особенностей (РАС) осуществляется через консультативнопросветительское и методическое направление, которое отражено в годовом плане
учителя-логопеда.
Основные
направления
Консультативнопросветительско
е
направление
Работа
с педагогами
Методическое
направление
Работа по
повышению
квалификации
Содержание
1. Планирование коррекционно-образовательной
работы с учетом результатов комплексного
обследования
2. Консультации:
- «Планирование коррекционно-образовательной
работы с детьми с ОВЗ (ЗПР; РАС)»;
- «Отставание в развитии речи ребенка: как
определить и что делать?».
3. Семинар-практикум «Артикуляционная
гимнастика».
4. Практикум «Приемы педагогической помощи при
задержке речевого развития у детей с ЗПР и РАС»
5. Посещение занятий специалистов ДОУ
музыкального руководителя,
воспитателей, наблюдение игровой деятельности,
режимных моментов.
6.Участие в районных методических мероприятиях
для учителей-логопедов, педагогов ДОУ.
7. Качественная оценка результатов проведенного
коррекционно-развивающего воздействия;
составление прогноза относительно дальнейшего
речевого развития каждого воспитанника группы.
1. Обеспечение логопедического кабинета
инновационно-коррекционной методической
литературой. Изучение новинок методической
литературы.
2. Работа по теме самообразования «Реализация
здоровьеформирующего и здоровьесберегающего
подхода при формировании психофизиологической
базы речи и коррекции речевой функции у
дошкольников с особыми образовательными
потребностями (тяжелыми нарушениями речи) в
коррекционно - развивающей деятельности учителя
- логопеда ДОУ».
3. Участие в творческих группах,
семинарах, мастер-классах и т.д.
4. Насыщение предметно-развивающей среды в
кабинете.
5. Изготовление дидактических пособий, наглядного
материала.
Сроки
сентябрь,
январь, май
сентябрь
декабрь
январь
март
в течение
года
в течение
года
май
в течение
года
2.9. Преемственность в планировании коррекционно-развивающего процесса логопеда
и воспитателя
Залогом успеха в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ОВЗ (ЗПР; РАС) является осуществление конкретного взаимодействия
воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных
задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой
коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления
речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты (старший
возраст)
4. Развитие навыка связной речи.
2.10. Социально-педагогический модуль (взаимодействие с семьей)
В условиях работы с детьми с ОВЗ (ЗПР; РАС) перед педагогическим
коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной
поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что
многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто
дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между
задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ОВЗ довольно много
родиВтелей с пониженной социальной ответственностью.
Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с
семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе
совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в
преоВдолении имеющихся недостатков и трудностей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми
нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
воспитанников.
Цель – оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей, при этом,
не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций. Основная задача в работе с родителями – помочь им стать заинтересованными,
активными и действенными участниками образовательного и коррекционноразвивающего процесса.
Задачи работы с родителями:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей;
- обеспечение оптимальных условий для сотрудничества детского сада с семьей;
- расширение средств и методов работы с семьей; привлечение родителей к активному
участию в коррекционной работе как на площадке детского сада, так и дома.
Организация и содержание консультативно-просветительской работы с
семьей
на 2023-2026 учебный год
В основу совместной деятельности с семьей заложены следующие принципы:
- единство к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов;
- принцип личностно ориентированного взаимодействия.
Основные
направления
Работа с родителями
Содержание
1. «Родительский час». Проведение
индивидуальных бесед, консультаций.
Обучение родителей приёмам работы
по развитию познавательных
способностей.
2. Информационные стенды
(родительские уголки)
«Веселая артикуляционная гимнастика
дома»
«Речевые игры с ребенком дома»
3. Папки – передвижки, памятки:
«Развитие мелкой моторики дома»;
«Веселый язычок».
4. Приглашение родителей на
индивидуальные занятия по разделам
программы учителя-логопеда
Сроки
в течение года
октябрь, март
ноябрь,
февраль
ноябрь
февраль
1 раз в три месяца.
3. Организационный раздел
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда
обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, и соответствует
требованиям программы дошкольного учреждения.
Предметно-пространственная
среда
выполняет
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организующую,
коммуникативную функции.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1) Для содержательного насыщения среды имеются: средства обучения (в том числе
технические ), материалы (в том числе расходные), игры, пособия, обучающие
комплекты карточек и картинок, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активности детей, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, тем самым обеспечивающее эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения;
2. РППС (развивающая предметно-пространственная среда)трансформируется в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов,
мотивов и возможностей детей;
3. В РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает
возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах
детской активности;
4. обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы и правила пожарной безопасности, правила безопасного пользования
Интернетом;
6. все элементы развивающей среды эстетичны и привлекательны, способствуют
формированию основ эстетического вкуса ребенка.
22
3.1. Оформление предметно-пространственной среды
Все воспитанники ОВЗ (ЗПР; РАС), имеют возможность посещать в
соответствии с учебным планом кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет,
музыкально-физкультурный зал.
В групповых помещениях представлены следующие развивающие центры и
уголки, имеющие необходимое оснащение:
центр экспериментирования;
центр формирования ЭМП и конструирования;
уголок природы;
центр патриотического воспитания;
театральный уголок;
центр физического развития;
книжный уголок;
центр развития и коррекции речи;
уголок ИЗО.
В Кабинете учителя-логопеда выделяются следующие зоны:
зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
зона сенсомоторного развития;
зона релаксации и консультирования;
Оснащение логопедического кабинета.
Логопедический кабинет ДОУ оснащен
мебелью: Стол для занятий по мини
подгруппам – 2 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической
литературы –1шт.
Настенное зеркало 40x100 см для индивидуальной работы над
звукопроизношением – 1 шт.
Наборы логопедических зондов – 1 шт.
Антисептические средства для обработки зондов.
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный по
разделам программы.
Наглядный материал для обследования речи детей – 1 комплекта.
Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями.
Карточки для работы над звукопроизношением по группам часто
нарушаемых звуков.
Различные речевые игры в соответствии с программными требованиями.
Методическая литература.
Полотенца – 1 штуки.
Бумажные салфетки.
Технические средства:
Ноутбук (1 шт.).
23
3.2. Расписание мини подгрупповой и индивидуальной работы с детьми
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
Для детей 6-го года жизни – не более 25 мин. 2 раза в неделю.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия с целью
предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, в середине
занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10
минут.
Сетка непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда
Дни недели
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Непосредственно образовательная деятельность
Время
Направление деятельности
8.30-8.55
1.Просмотр табеля посещаемости детей.
2.Подготовка к занятиям,.
9-00-9-25
Индивидуальные и мини подгрупповые
9.35 -10.00
занятия.
10.10 -10.35
10.45- 11.05
11.15- 11.40
11.50- 12.15
8.30- 11.00
11.00-12.30
По
посещаемости
детей
1. Работа с документами
2. Методический час.
3.3. Список литературы
1. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А.
Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение,
2005. – 272 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.:Владос,2003
5. Лопухина И. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.
Пособие для логопедов и родителей» - М.: Аквариум, 1995
6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.:
Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко
7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития (Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7
декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
24
8. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического
развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б.
Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической
работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.
25