Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по Образованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 139»
__________________________________________________________________
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 » 08 2020 г
Заведующий МБДОУ №139
____________Г.И. Белова
от « 01 » 09 2020 г.
Образовательный проект
по комплексному выявлению и развитию детей
с признаками одарённости
«Одарённый ребенок»
Срок реализации: 3 года (2021-2023 гг.)
г. Улан-Удэ 2020г
Содержание
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
1.2.Цель и задачи проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
2. Этапы реализации проекта
3. Мероприятия в рамках реализации проекта
Список используемой литературы
1. Пояснительная записка
В условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в
формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социальноэкономическом и духовном возрождении России.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития
интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все
приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только
одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и воспитателей
дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать
заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей
человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в
развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на
такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на
силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в
непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются,
прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком
образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с
отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают
должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро
ощущается
необходимость
постановки
целенаправленной,
планомерной
и
систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных
дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными
потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой
личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой
активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения,
а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну
из главных проблем совершенствования системы образования.
Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для
выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности
и формирование их личностной и социальной самореализации.
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в
процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда,
инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный
проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы
«Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО
• Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и
мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
• Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка
формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях,
проявивших выдающиеся способности».
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких
интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и
широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления –
одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют
динамику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в
отличие от одарённости взрослого человека):
1. Детская
одарённость
часто
выступает
как
проявление
закономерностей
возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития
способностей.
Например,
дошкольники
характеризуются
особой
предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности,
чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда
создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный
ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций,
специализации интересов и т.п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного
поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание»
признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру
устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом
отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза
превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
3. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в
виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с
уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии
устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может
сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним
признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как
отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или
шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных
условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из
семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья
прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в
определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были
созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным
показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки
одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных
условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого
обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными
детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане
констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден
драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший
к тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет
признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый
ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или
«ребёнок с признаками одарённости»).
Виды одарённости
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
• Вид
деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
• Степень
сформированности.
• Форма проявлений.
• Широта
проявлений в различных видах деятельности.
• Особенности
возрастного развития.
1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
позволяет выделить в ее структуре:
• Общие интеллектуальные способности;
• Конкретные академические способности;
• Творческое или
продуктивное мышление;
• Лидерские способности;
• Художественные и
исполнительские искусства;
• Психомоторные способности
Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
• Теоретическая
(для детей – познавательная);
• Практическая;
• Художественно-эстетическая;
• Коммуникативная;
• Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
• актуальную
одаренность;
• потенциальную
одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
• явная
• скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
• общая
(проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их
продуктивности.)
• специальная
(проявляется в высоких достижениях в конкретных видах
деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
5. По критерию «Особенности возрастного развития»
• ранняя
• поздняя
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:
− непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
− признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного
ребенка с другим;
− бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям,
особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
− защита интересов ребенка;
− индивидуальный путь развития ребенка;
− учет специфики возрастного и индивидуального развития;
− принцип диалогичности;
− принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
− принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с
признаками одарённости
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический
материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и
результативности работы).
2. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий,
программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
3. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками
одарённости.
5. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей,
воспитанников;
6. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях
разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
7. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками
одаренности).
2. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
3. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками
одаренности в практику работы.
4. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
5. Повышение
уровня
мониторинговых
профессиональной
исследований,
компетентности
разработке
по
проведению
индивидуальных
маршрутов
сопровождения детей с признаками одаренности.
6. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных
детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
7. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через
систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
2. Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов
дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности:
наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для
родителей и педагогов).
Итог этапа:
1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
2. Создание базы данных детей с признаками одарённости;
3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
С детьми:
1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
2. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
3. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман,
К. Каллахэн
2. Методика «Определение склонностей ребенка»
3 этап реализации проекта
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического
процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому
сопровождению детей с признаками одаренности.
4 этап реализации проекта
Развивающий
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и
подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.
Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2021–
2024 год)
№ пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№ пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Содержание деятельности
Разработка проекта, обеспечивающего
педагогическую деятельность с одаренными
(с признаками одаренности) детьми
Пакет диагностических методик по
выявлению детской одаренности
Создание и пополнение базы данных
одаренных детей (детей с признаками
одаренности) по различным направлениям
деятельности
Подбор и изучение литературы по работе с
одарёнными детьми
Создание индивидуальных карт и маршрута
сопровождения одаренного дошкольника (на
основе диагностики)
Составление картотеки методических
пособий и литературы по теме «Одарённость
детей»
Содержание деятельности
Сроки исполнения
исполнители
2021
воспитатели
2021
воспитатели
ежегодно
Воспитатели, узкие
специалисты
2021
Воспитатели, узкие
специалисты
Воспитатели, узкие
специалисты
ежегодно
2021-2024
Воспитатели, узкие
специалисты
2. Система работы с воспитанниками
Сроки исполнения
исполнители
Диагностика на выявление одаренности
детей дошкольного возраста
Формирование групп детей по различным
направлениям деятельности, видам
одарённости (по результатам тестирования)
Работа по индивидуальному маршруту
сопровождения ребёнка с признаками
одарённости
Индивидуальные развивающие занятия в
игровой форме
Участие дошкольников в проектной и
экспериментально-исследовательской
деятельности
Участие в конкурсах, выставках внутри
учреждения
Участие в выставках, конкурсах, миниолимпиадах районного, городского,
федерального всероссийского уровня
Участие в деятельности кружков по
интересам
1 раз в год
Воспитатели, узкие
специалисты
Ежегодно
воспитатели
Воспитатели,
специалисты
В течение года
Ежегодно
В течение года
Воспитатели, узкие
специалисты
Воспитатели,
специалисты
Ежегодно
Воспитатели,
специалисты
Ежегодно
Воспитатели,
специалисты
Ежегодно
Воспитатели,
специалисты
3. Система работы с родителями
Содержание деятельности
№пп
Тестирование родителей с
использованием диагностических
методик для выявления одарённости
детей
1.
Родительское собрание «Способности
ребёнка и как их распознать»
Представление проекта «Одарённый
ребёнок»
2.
Анкетирование по выявлению
статуса семьи, достижений детей в
семье
Групповые консультации на тему:
«Талантливые дети – заслуга
родителей»
− индивидуальные беседы и
консультации по теме одарённость;
− размещение в родительских
уголках групп статей,
− выпуск газеты «Гений с плёнок».
(1-4 выпуск)
- совместные праздники,
интеллектуальные конкурсы,
познавательные викторины, детскородительские проекты;
- открытые мероприятия в рамках
Дней открытых дверей
3.
4.
5.
6.
Семинар для родителей «Одарённые дети:
раскрыть, поддержать, развивать»
Анкетирование родителей по итогам
реализации проекта
7.
8.
Сроки исполнения
исполнители
1 раз в год
Воспитатели,
Сентябрь 2021
Октябрь 2021
воспитатели
воспитатели
Ноябрь 2021
воспитатели
Весь период
воспитатели
Весь период
Ноябрь 2022
Май 2024
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Список литературы:
1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий,
психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
3. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2002.
5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое
общество России, 1999.
6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.