Профессиональная переподготовка–получение дополнительных знаний, умений и
навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных
дисциплин, разделов наук, современных технологий, необходимых для выполнения
нового вида профессиональной деятельности. Осуществляется в целях их адаптации к
новым социальным и экономическим (инновационным) условиям и ведения
профессиональной деятельности с учетом современных требований и стандартов.
1.2. Повышение квалификации производится за счет средств бюджета ДОУ, а также
может по инициативе работника за счет собственных средств ДОУ.
1.4. Настоящее положение принимается коллегиальными органами ДОУ и утверждается
приказом заведующего ДОУ. Срок данного положения не ограничен. Данное положение
действует до принятия нового.
1.5. Положение размещается на официальном сайте ДОУ в сети Интернет, а также
доводится до сведения работников, в т. ч. при приеме их на работу.
1. Цели и задачи повышения квалификации
1.1. Целью повышения квалификации является ликвидация несоответствия между
реальным и необходимым уровнем профессиональной подготовки специалистов для
успешного решения задач, стоящих перед ДОУ в современных условиях, подготовка
педагога как субъекта профессиональной деятельности.
Повышение квалификации организуется с целью создания оптимальных условий для
реализации работниками возможностей непрерывного образования на основе
образовательных потребностей, конкретного заказа ДОО.
1.2. Задачи повышения квалификации работников:
−максимальное удовлетворение запросов педагогов на курсовую переподготовку;
−организация непрерывного профессионального образования педагогических кадров
через систему повышения квалификации;
−развитие и совершенствование системы дистанционного обучения педагогических
кадров;
−развитие и совершенствование информационно -технической базы для обеспечения
непрерывного профессионального образования педагогических кадров ДОУ;
−организация мониторинга профессионального роста педагогов.
2.
Организация повышения квалификация педагогических работников
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляется
посредством реализации дополнительных профессиональных программ: повышения
квалификации; профессиональной переподготовки.
3.1. Педагоги вправе получать дополнительное профессиональное образование
по профилю педагогической деятельности не реже чем раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47
Закона от29.12.2012 № 273-ФЗ), на базе учебных заведений, имеющим лицензию на
проведение курсов повышения. Иные работники ДОО вправе получать дополнительное
профессиональное образование по профилю своей деятельности в сроки, установленные
законодательными актами.
Очередность получения профессиональной переподготовки и повышения
квалификации работниками определяется:
–исходя из необходимости повышения профессионального уровня работника в
рамках имеющейся у него квалификации;
–периода времени, прошедшего с момента реализации права работником на
профессиональную переподготовку и повышение квалификации по профилю
деятельности.
Педагог должен освоить дополнительную профессиональную программу
(повышение квалификации) не менее 16 часов и пройти итоговую аттестацию (ст. 76
Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от
01.07.2013 № 499) во всех формах (очной, очно-заочной, накопительной системах
повышения квалификации).
Программа должна учитывать положения профессионального стандарта и
квалификационные требования по должности, которые приведены в Квалификационном
справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н.
Плановое повышение квалификации считается пройденным, если работник ДОО
успешно освоил программу курсов повышения квалификации и подтвердил результаты
обучения удостоверением о курсовой переподготовке.
3.1. За организацию и координацию работы по повышению квалификации
педагогических работников ответственность несет заместитель заведующего по учебновоспитательной работе (методист) ДОУ (за педагогических работников) и заместитель
заведующего по АХР (заведующий хозяйством) (за служащих и младший
обслуживающий персонал):
-доводит до сведения педагога перечень рекомендованных программ
дополнительного профессионального образования;
-дает рекомендации по выбору программы повышения квалификации, учитывая
образовательные потребности работника и проблемы ДОУ;
- контролирует своевременность выполнения сроков повышения квалификации
работником и использование работником в работе полученных знаний в ходе курсовой
переподготовки ;
-заносит сведения о повышении квалификации согласно своевременно
предоставленным итоговым документам об усвоении учебных программ, выданных
учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального
образования о прохождении курсов
-ответственное лицо по кадровой работе вносит сведения в раздел V «Повышение
квалификации» о повышении квалификации в личную карточку работника (форму № Т-2).
Работник:
-знакомится с перечнем рекомендованных образовательных программ;
-выбирает тематику курсов, знакомится с их содержанием согласно собственным
потребностям и рекомендациям администрации ДОУ;
Работники, прошедшие курсовую переподготовку могут привлекаться
администрацией ДОУ в проведении методических мероприятий на уровне ДОУ.
3.2.Повышение квалификации также может осуществляться путем обучения в
высших и средних учебных заведениях. На время обучения за работником сохраняется
место работы и производится оплата учебного отпуска, в соответствии с
законодательством РФ.
3.3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников
ДОУ может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным
отрывом от работы, по индивидуальным образовательным программам, дистанционно.
3.4. Организация повышения квалификации педагогических работников ДОУ
включает в себя:
-перспективное планирование повышения квалификации педагогических
работников на 3 года;
-ежегодное формирование проекта плана повышения квалификации
педагогических работников в соответствии с планом ;
-проспектом курсовых мероприятий по профессиональной переподготовке и
повышению квалификации работников образования на год;
-утверждение плана повышения квалификации педагогических работников,
принятого на заседании педагогического совета.
3.5. Корректировка плана повышения квалификации производится в случаях:
-временной нетрудоспособности работника ДОУ(иного уважительного случая,
препятствующего участию работника в мероприятиях по повышению квалификации);
-отмены курсов, реализуемых организацией, осуществляющей повышение
квалификации;
3.6. Календарный график получения профессиональной переподготовки и
повышения квалификации работниками разрабатывается ежегодно с учетом п.
3.1.настоящего Положения. Получение профессиональной переподготовки и повышения
квалификации работниками не должно совпадать с их ежегодными основными
оплачиваемыми отпусками.
3.7. Основаниями для направления педагогических работников на повышение
квалификации в виде курсовой подготовки являются:
-наступление очередного срока повышения квалификации;
рекомендация аттестационной комиссии;
-инициатива работника.
3.8. Основаниями для направления педагогических работников на повышение
квалификации в виде профессиональной переподготовки является несоответствие уровня
квалификации занимаемой должности.
3.9. При установлении целесообразности и актуальности обучения
педагогического работника в виде курсовой подготовки его обучение, в случае
добровольной инициативы работника, может быть полностью оплачено за счет самого
работника.
3.10. Основанием для издания приказа о направлении на курсы повышения
квалификации являются:
-план повышения квалификации работников;
-вызов на учебную сессию обучающей организацией;
-заявление работника.
-Формы повышения квалификации педагогических работников.
2.1. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
-краткосрочные курсы (не менее 72 часов);
-тематические проблемные семинары (от 72 -до 100 часов);
-длительные курсы (свыше 100 часов);
-системные курсы повышения квалификации объемом 140 часов.
-курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.
-стажировка (формирование и закрепление на практике профессиональных
умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки);
2.2. Внутренние формы повышения квалификации.
Внутренняя форма повышения квалификации -это непрерывная форма обучения,
проводимая на базе ДОО, по программам, разработанным методической службой.
Формы повышения квалификации разнообразны по содержанию, целям и по
контингенту слушателей. Одной из форм повышения квалификации является
самообразование. Педагоги обязаны оформлять индивидуальные планы по
самообразованию, которые составляются в произвольной форме. В течение года
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (методист, старший
воспитатель) осуществляет контроль за наличием и реализацией планов по
самообразованию. К концу учебного года педагоги составляют краткий отчет о
выполнении поставленных задач.
Выявленный опыт обобщается ДОО. В конце учебного года определяется лучший
представленный опыт. Старший воспитатель включает в годовой план на следующий
учебный год работу по распространению выявленного опыта на уровне ДОО и
способствует пропаганде представленного опыта на различных уровнях путем участия
педагогов в конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях,
конференциях и т.п.
2.3. Система повышения квалификации педагогов организуется в следующих
формах:
• коллективные (деятельность МО, тематические педсоветы, семинарыпрактикумы, методические недели и месячники, участие в профессиональных конкурсах,
работа в творческих группах);
• индивидуальные (наставничество, методическая консультация, самообразование
и др.).
3.
Права и обязанности работодателя
3.1. Работодатель имеет право:
⎯ определять необходимость профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации работников для нужд ДОО;
⎯ предлагать формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников с учетом возможностей повышения квалификации;
⎯ устанавливать перечень профессий работников, подлежащих повышению
квалификации по согласованию с представительным органом ДОО.
3.2. Работодатель обязан:
⎯ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы
сохранять за ним место;
⎯ выплачивать педагогическому работнику среднюю заработную плату по
основному месту работы в течение всего времени повышения квалификации;
⎯ создать необходимые условия работникам, проходящим профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации для совмещения работы с
обучением;
⎯ планировать повышение квалификации работник в соответствии с 3.1.
настоящего Положения;
⎯ разработать график профессиональной подготовки и повышения квалификации
работников на 3года и довести до сведения работников приказом по ДОО.
3.3. Права и обязанности работников в соответствии со статьей 187 ТК РФ
работник имеет право:
⎯ на повышение квалификации с отрывом от работы не реже 1 раза в 3 года с
сохранением заработной платы в течение всего периода обучения;
⎯ на повышение квалификации по личному желанию в сроки и на условиях,
согласованных с администрацией ДОО;
3.4.
Работник обязан:
−получение профессиональной переподготовки и повышения квалификации
является трудовой обязанностью работника;
−эффективно использовать время, предоставленное работнику для повышения его
профессионального роста;
−сдать ответственному за делопроизводство копию документа, подтверждающего
повышение профессиональной квалификации;
−за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине
возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить
дисциплинарные взыскания, предусмотренные трудовым законодательством
4. Отчетность о повышении квалификации
6.1. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения системы повышения
квалификации работников образования, предоставляют документы государственного
образца:
• удостоверение о повышении квалификации -для лиц, прошедших краткосрочное
обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по
программе в объеме от 72 до 100часов;
• свидетельство о повышении квалификации -для лиц, прошедших обучение по
программе в объеме свыше 108 часов;
• справку установленного образца о краткосрочном обучении или сертификат
участия в работе тематических и проблемных семинаров в объеме до 72 часов.
6.2. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогов предоставляются в ДОУ не позднее, чем через 3 дня после
прохождения обучения.
6.3. Результаты работы во временных творческих группах, педагогических советах
других методических мероприятиях предоставляются в виде письменных материалов о
проделанной работе (план работы, материалы заседаний, публикации, аналитические
отчеты, реферирование литературы, методические материалы и др.).